Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 28 сентября 2005 г. N 15пв05 Об отказе в признании частично противоречащим федеральному законодательству Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 ноября 2001 г. N 238

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 28 сентября 2005 г. N 15пв05


Президиум Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрел в порядке надзора по надзорной жалобе Правительства Республики Хакасия гражданское дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании противоречащими федеральному законодательству абзацев 3, 4, 5, 6, 7 пункта 3 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 ноября 2001 г. N 238.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г., объяснения представителя Правительства Республики Хакасия Б. (доверенность в деле), заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К., поддержавшего надзорную жалобу, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:

абзацами 3, 4, 5, 6, 7 пункта 3 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 ноября 2001 г. N 238 "Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Республики Хакасия" (далее - Положение) предусматривалось, что средства резервного фонда Правительства Республики Хакасия расходуются на финансирование:

государственной поддержки общественных организаций и объединений;

проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам общегосударственного значения;

выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед республикой;

издания сборников нормативных актов и законодательства Республики Хакасия;

других мероприятий, проводимых в соответствии с постановлениями Президиума Правительства Республики Хакасия.

Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании указанных положений противоречащими федеральному законодательству, ссылаясь на то, что они противоречат части 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, а, следовательно, по мнению заявителя, расходование средств резервных фондов возможно лишь в экстренных случаях, тогда как указанные в пункте 3 Положения расходы не отвечают названным признакам, не являются непредвиденными, могут быть отнесены к текущим расходам бюджета.

Представитель Правительства Республики Хакасия возражал против удовлетворения требований прокурора, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы пункта 3 Положения не противоречат федеральному законодательству, разработаны по аналогии с действующим Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 838.

Решением Верховного суда Республики Хакасия от 9 апреля 2004 г. в удовлетворении заявления прокурора Республики Хакасия отказано.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2004 г., вынесенным в кассационном порядке, решение Верховного суда Республики Хакасия отменено и вынесено новое решение, которым заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворено.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. отказано в истребовании дела по надзорной жалобе Правительства Республики Хакасия.

В повторной надзорной жалобе Правительства Республики Хакасия поставлен вопрос об отмене определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2004 г. и оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2005 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, а определением от 4 июля 2005 г. - передано для рассмотрения по существу в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит определение кассационной инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусматривается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

В соответствии с п. 1 ст. 81 БК РФ в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

Пунктом 4 статьи 81 БК РФ установлено, что "средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году".

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов о формировании и использовании резервных фондов субъекта Российской Федерации для финансирования непредвиденных расходов.

Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" четко устанавливают, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных расходов. Следовательно, Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает в качестве обязательного критерия расходования средств резервного фонда только чрезвычайный характер расходов. Расходы на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, являются лишь частным случаем непредвиденных расходов, порядок расходования которых субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно (п. 5 ст. 81 БК РФ).

На это обращено внимание в решении суда первой инстанции, обоснованно полагавшего, что средства резервного фонда могут расходоваться на финансирование не только аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и т.д., но и других мероприятий, определяющим для которых должен быть такой фактор, как непредвиденность расходов, то есть расходов, не предусмотренных в бюджете на текущий финансовый год. С учетом этого Правительство Республики Хакасия на основании п. 5 ст. 81 БК РФ было вправе установить порядок расходования средств резервного фонда, в том числе на цели, указанные в оспариваемых нормах Положения.

В этой связи позицию кассационной инстанции, считавшей, что резервный фонд может быть использован только на цели, носящие чрезвычайный характер, следует признать ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права, что в соответствии со ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены судебного постановления.

Кроме того, суд кассационной инстанции при вынесении определения допустил существенное нарушение норм процессуального права.

В соответствии с требованиями п. 6 ч. 2 ст. 366 ГПК РФ в кассационном определении должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.

В определении суда кассационной инстанции от 7 июля 2004 г. не приведены мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, отсутствует и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.

При таких обстоятельствах следует признать, что определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2004 г. принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права и подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:

отменить определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2004 г. Оставить в силе решение Верховного суда Республики Хакасия от 9 апреля 2004 г.


Президиум Верховного Суда РФ согласился с выводом суда первой инстанции, который признал, что исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе определять на что, кроме чрезвычайных расходов, могут расходоваться средства резервного фонда соответствующего бюджета.

Поясняется, что бюджетное законодательство не устанавливает в качестве обязательного критерия расходования средств резервного фонда только чрезвычайный характер расходов. Расходы на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, являются лишь частным случаем непредвиденных расходов, порядок расходования которых субъект РФ устанавливает самостоятельно (п. 5 ст. 81 БК РФ). Определяющим при расходовании таких средств должен быть лишь их непредвиденный характер.

В этой связи позицию кассационной инстанции, считавшей, что резервный фонд может быть использован только на цели, носящие чрезвычайный характер, Президиум признал ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права.


Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 28 сентября 2005 г. N 15пв05


Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, март 2006 г., N 3 (в извлечении)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.