Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2002 г. N 44-Г02-5 Суд, отказывая в удовлетворении кассационной жалобы, указал на то, что федеральное законодательство, устанавливая статус членов избирательных комиссий, не содержит каких-либо ограничений, связанных с местом их проживания, а также на то, что действующее избирательное законодательство не предоставляет право субъекту РФ устанавливать какие-либо ограничения, не предусмотренные федеральным законом

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2002 г. N 44-Г02-5


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:


     председательствующего                              М.Н. Лаврентьевой
     судей                                                 В.Н. Пирожкова
                                                             A.M. Маслова

рассмотрела в судебном заседании от 18 февраля 2002 г. дело по кассационной жалобе Законодательного Собрания Пермской области на решение Пермского областного суда от 14 декабря 2001 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Белан М.Г., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия установила:

прокурор Пермской области обратился в суд с заявлением о признании п. 1 ст. 8 Закона Пермской области "О Пермской областной избирательной комиссии" от 12 февраля 1999 г. не действующим и не подлежащим применению по тем основаниям, что положение этого пункта, предусматривающего, что членом Пермской избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть назначен гражданин постоянно или преимущественно проживающий на территории Пермской области, противоречит Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Законодательное Собрание Пермской области считает решение незаконным и не обоснованным.

Судебная коллегия, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, приходит к следующему выводу.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд правильно исходил из того, что Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливая статус членов избирательных комиссий, не предусмотрел каких-либо ограничений, связанных с местом их проживания (п. 1 ст. 24). Согласно п. 3 ст. 1 указанного закона, субъект Российской Федерации наделен правами на установление лишь гарантий, дополняющих нормы федерального законодательства о выборах.

При таких обстоятельствах, следует согласиться с выводом суда о том, что действующее избирательное законодательство не предоставляет право субъекту Российской Федерации устанавливать какие-либо иные ограничения, не предусмотренные федеральным законом.

Кроме того, согласно п. 11 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами, для работников которых также не могут устанавливаться ограничения, связанные с местом их проживания.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были проверены судом и по мотивам, изложенным в решении, обоснованно не приняты во внимание.

Оставляя решение без изменения, Судебная коллегия в тоже время полагает необходимым уточнить его резолютивную часть, изложив следующим образом: признать п. 1 ст. 8 Закона Пермской области "О Пермской областной избирательной комиссии" от 12 февраля 1999 г. противоречащим федеральному закону, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Пермского областного суда от 14 декабря 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательного Собрания Пермской области - без удовлетворения. Уточнить резолютивную часть решения, изложив ее следующим образом: признать п. 1 ст. 8 Закона Пермской области "О Пермской областной избирательной комиссии" от 12 февраля 1999 г. противоречащим федеральному закону, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.


Председательствующий
Судьи

М.Н. Лаврентьева
В.Н. Пирожков
A.M. Маслов


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2002 г. N 44-Г02-5


Текст определения опубликован в сборнике "Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации. 2002" - М.: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2003


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.