Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. N 53-Г02-37 Использование кандидатом в печатных агитационных материалах фотографий с изображениями лиц, замещающих государственные должности либо государственных служащих, не может рассматриваться как агитационная деятельность со стороны этих лиц, наличие этих лиц на фотографиях само по себе не может рассматриваться как их деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за того или иного кандидата

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. N 53-Г02-37


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 5 ноября 2002 г. гражданское дело по жалобе Красноярского регионального общественного учреждения (далее - КРОУ) "Общество защиты гражданских прав" на бездействие Избирательной комиссии Красноярского края, по кассационной жалобе КРОУ "Общество защиты гражданских прав" на решение Красноярского краевого суда от 29 августа 2002 г., которым в удовлетворении жалобы отказано.

Заслушав доклад судьи К., Судебная коллегия установила:

КРОУ "Общество защиты гражданских прав" обратилось в суд с жалобой на бездействие Избирательной комиссии Красноярского края, которое выразилось в непринятии мер по поводу использования в агитационных материалах кандидата на должность Губернатора Красноярского края У. изображений физических лиц без их согласия, что нарушает личные неимущественные права данных граждан и является злоупотреблением свободой массовой информации. Кроме того, использовались изображения лиц, замещающих государственные должности, которым запрещено участвовать в предвыборной агитации. По поводу указанных нарушений КРОУ "Общество защиты гражданских прав" обращалось с заявлением в Избирательную комиссию Красноярского края, однако в принятии мер по прекращению использования таких агитационных материалов и привлечению виновных лиц к ответственности Избирательной комиссии Красноярского края было отказано.

В судебном заседании требования заявителя были дополнены ссылкой на то, что в нескольких телекомпаниях в эфир выходили видеоролики с изображением физических лиц в поддержку кандидата на должность Губернатора края У. Кроме того, распространялся печатный агитационный материал кандидата на должность Губернатора края У. "За нашу землю", в котором содержались сведения, порочащие честь, достоинство, деловая репутация других кандидатов и иных физических лиц, что содержит признаки преступления - клеветы и оскорбления, и является формой злоупотребления свободой массовой информации. В указанном печатном материале также использовались изображения физических лиц без их согласия.

Представитель Избирательной комиссии Красноярского края Л., с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на то, что законом в числе требований, предъявляемых к агитационным материалам, не содержится требований о предварительном получении согласия лиц на наличие их изображений в агитационных материалах; наличие в агитационных материалах изображений физических лиц законом не запрещено, в связи с чем у Избирательной комиссии отсутствовали основания для запрета на использование данных агитационных материалов. Жалоб от лиц, чьи изображения присутствовали в агитационных материалах, в Избирательную комиссию не поступало. В компетенцию Избирательной комиссии не входит защита личных неимущественных прав граждан. Такая защита может осуществляться путем обращения лиц, чьи права нарушены, в суд. Использование фотографий с изображением лиц, замещающих государственные должности, не может расцениваться как участие этих лиц в агитации. Кроме того, данные фотографии были сделаны на торжественных и праздничных мероприятиях еще до назначения выборов, и присутствие на них тех или иных лиц не может расцениваться как их участие в агитационной деятельности.

Представитель кандидата У. К. требования заявителя не признал, при этом пояснил, что согласие отдельных лиц на использование их изображения было получено. Высказывания в печатных агитационных материалах в адрес других кандидатов и иных лиц являются оценочными и не порочат честь, достоинство и деловую репутацию этих лиц.

Красноярским краевым судом постановлено указанное решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит КРОУ "Общество защиты гражданских прав", ссылаясь на неправильное толкование и применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к отмене решения суда.

Рассматривая заявление, суд правильно сослался на п. 4 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.03.1999 N 55-ФЗ, от 10.07.2001 N 89-ФЗ), подлежащих применению при проведении выборов Губернатора Красноярского края в соответствии со ст. 80 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, ст.ст. 1, 11 закона Красноярского края "Об избирательной комиссии Красноярского края" (в редакции закона края от 12 февраля 1999 г. N 295), которыми установлено, что к полномочиям избирательной комиссии (в данном случае края) относится:

контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на территории Красноярского края;

обеспечение реализации федеральных и региональных целевых программ, связанных с повышением правовой культуры избирателей и организаторов выборов, профессиональной подготовкой членов Избирательной комиссии и работников ее аппарата, других целевых программ;

назначение выборов в случаях, предусмотренных федеральными и краевыми законами края;

обеспечение единообразного применения законов края о выборах, референдуме, голосовании об отзыве;

издание разъяснений, инструкций, рекомендаций и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения единообразного применения соответствующих законов края, обязательных для всех избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий по проведению голосования об отзыве;

обеспечение взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти Красноярского края;

обеспечение единообразного применения федеральных конституционных законов, федеральных законов о выборах и референдуме, в том числе на основе инструкций и иных нормативных правовых актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

руководство деятельностью окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий по проведению голосования об отзыве;

распределение средств, выделенных из федерального и краевого бюджетов или полученных на кредитной основе для финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, референдума, голосования об отзыве, контроль целевого использования указанных средств, а также соблюдения порядка финансирования выборов, референдума, голосования об отзыве;

контроль своевременности и полноты опубликования сведений о размерах и источниках образования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, а также отчетов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков обо всех затратах, произведенных за счет этих фондов,

контроль обеспечения избирательных комиссий, комиссий референдума, голосования об отзыве помещениями, в том числе для размещения технических комплексов государственной автоматизированной информационной системы, транспортом и связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов, референдума, голосования об отзыве;

обеспечение соблюдения равных условий предвыборной агитационной деятельности для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

установление формы избирательных документов, порядка их изготовления, пересылки, хранения;

заслушивание сообщений органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума, голосования об отзыве;

оказание правовой, методической, организационно-технической и иной помощи избирательным комиссиям муниципальных образований, окружным, территориальным, участковым избирательным комиссиям, комиссиям референдума, голосования об отзыве;

установление в соответствии с федеральным законодательством порядка использования государственной автоматизированной информационной системы и другого программного обеспечения при проведении выборов, референдумов, голосования об отзыве;

рассмотрение жалоб и заявлений на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссии и принятие по ним мотивированных решений;

контроль за соблюдением установленного законом порядка обработки итогов голосования и определения результатов выборов, референдума, голосования об отзыве;

контроль за своевременностью опубликования окружными избирательными комиссиями сведений о результатах выборов по избирательным округам в средствах массовой информации;

установление общих итогов выборов, итогов референдума, голосования об отзыве, опубликование их в печати, направление в средства массовой информации, обеспечение передачи документов, связанных с их подготовкой и проведением, в соответствующий архив;

осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами и законами края.

Поскольку в обращении в суд обжаловалось бездействие Избирательной комиссии края по защите нематериальных благ граждан, в частности, защита чести, достоинства, деловой репутации, а также права на изображение при распространении агитационных материалов кандидата на должность Губернатора Красноярского края У., то суд правильно указал в решении, что защита вышеуказанных нематериальных благ осуществляется не в административном порядке в рамках избирательного процесса, а в порядке, предусмотренном законом для защиты гражданских прав (ст. 11 ГК РФ).

Необоснованны доводы о наличии в агитационных материалах информации, распространение которой специально запрещено федеральным законом. Установленное гражданским законодательством право на изображение не является запретом на распространение изображения физических лиц вообще.

В соответствии с п. 5 ст. 37 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в агитации при проведении выборов не могут участвовать лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.

Использование кандидатом в печатных агитационных материалах фотографий с изображениями лиц, замещающих государственные должности либо государственных служащих, не может рассматриваться как агитационная деятельность со стороны этих лиц. Наличие этих лиц на фотографиях само по себе не может рассматриваться как их деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за того или иного кандидата. Каких-либо данных о том, что указанные лица специально фотографировались или снимались для использования их изображений в агитационных материалах, не имеется, и заявителем таких доказательств не представлено.

В Избирательную комиссию жалоб на использование агитационных материалов по мотивам отсутствия согласия на использование изображения либо наличия информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации других кандидатов или иных лиц не поступало.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.

Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 305, ст.ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Красноярского краевого суда от 29 августа 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу КРОУ "Общество защиты гражданских прав" - без удовлетворения.


Председательствующий
Судьи




Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. N 53-Г02-37


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.