Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2002 г. N 5-Г02-54 Поскольку порядок формирования и срок полномочий избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых избирательных комиссий установлены федеральным законодательством и данных о том, что названный порядок нарушен, в материалах дела не имеется, суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2002 г. N 5-Г02-54


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

     председательствующего                                   В.П. Кнышева
     судей                                               Т.Е. Корчашкиной
                                                                Ю.Г. Кеба

рассмотрела в судебном заседании от 21 мая 2002 г. дело по жалобе Силкиной Светланы Севастьяновны об отмене решения Московской городской избирательной комиссии от 18.12.2001 г. N 24/1 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Московской городской Думы 16 декабря 2001 г." по кассационной жалобе Силкиной С.С. на решение Московского городского суда от 22 марта 2002 г., которым в удовлетворении жалобы отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителей Силкиной С.С. - Усова А.Л. (доверн. От 21.04.2002 г.), Степанова В.В. (доверн. От 21.03. 2002 г.), Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

16 декабря 2001 в городе Москве состоялись выборы депутатов Московской городской Думы. 18 декабря 2001 года Московская городская избирательная комиссия приняла решение за N 24/1 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Московской городской Думы 16 декабря 2001 года", которым установила общие результаты выборов депутатов Московской городской Думы, признала состоявшимися выборы во всех 35 одномандатных избирательных округах и число голосов, поданных за кандидатов в депутаты, внесенных в избирательные бюллетени, и поданные против всех кандидатов, по избирательным округам.

Силкина С.С. обратилась в суд с жалобой об отмене решения Московской городской избирательной комиссии от 18.12.2001 г. N 24/1 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Московской городской Думы 16 декабря 2001", ссылаясь на то, что оно противоречит требованиям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления".

Решением Московского городского суда от 22.03.2002 г. в удовлетворении жалобы отказано.

В кассационной жалобе Силкиной С.С. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, что 16 декабря 2001 в городе Москве состоялись выборы депутатов Московской городской Думы. 18 декабря 2001 года Московская городская избирательная комиссия приняла решение за N 24/1 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Московской городской Думы 16 декабря 2001 года", которым установила общие результаты выборов депутатов Московской городской Думы, признала состоявшимися выборы во всех 35 одномандатных избирательных округах и число голосов, поданных за кандидатов в депутаты, внесенных в избирательные бюллетени, и поданные против всех кандидатов, по избирательным округам.

Считая вышеуказанное решение незаконным, Силкина С.С. просила его отменить по тем основаниям, что Московская городская избирательная комиссия сформирована в нарушение требований ст. 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации", и п. 5 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", а также потому, что в Москве не проводились выборы высшего должностного лица субъекта Федерации, имеющего право на формирование избирательной комиссии субъекта федерации, а Мэр Москвы является должностным лицом местного самоуправления. Кроме того, Закон города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников Районного собрания в городе Москве", в соответствии с которым сформирована Московская городская избирательная комиссия, не подписан высшим должным лицом субъекта Федерации.

Порядок формирования и срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых избирательных комиссий установлен ст. 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", данных о том, что названный в данной норме порядок формирования избирательных комиссий нарушен при формировании Московской городской избирательной комиссии, в материалах дела не имеется и судом не установлено.

Согласно ст. 5 п. 2, ст. 40 п. 1, ст. 36 п. 8 Устава города Москвы (Закон города Москвы "Устав города Москвы" (в ред. Закона г. Москвы от 13.07.2001 N 32, 6 октября 1999 года), ст. 1 п. 1 Закона города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах города Москвы" высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы, является Мэр Москвы. Мэр города подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы либо отклоняет их.

Закон города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников Районного собрания в городе Москве" подписан Мэром города Москвы Ю.М. Лужковым, как высшим должностным лицом города Москвы и обнародован в установленном законом порядке, что соответствует как федеральному законодательству, так и законодательству г. Москвы, как субъекта Российской Федерации.

Утверждение заявителя о том, что Мэр Москвы не является высшим должностным лицом города Москвы, а является выборным должностным лицом органа местного самоуправления, не соответствует фактическим обстоятельствам.

В соответствии с п. 6 ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 5 Устава города Москвы высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы, является Мэр Москвы.

Судом установлено, что избрание высшего должностного лица города Москвы - Ю.М. Лужкова производилось в соответствии с вышеназванным федеральным законодательством и Законом города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников Районного собрания в городе Москве".

Поскольку формирование Московской городской избирательной комиссии и всех остальных комиссий: территориальных и окружных было произведено в соответствии с требованиями действующего законодательства, то оснований для отмены решения Московской городской избирательной комиссии по доводам заявителя не имеется.

Ссылка заявителя на решение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 17/12/2001, которым абзац 2 п. 1, ст. 28 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников Районного собрания в городе Москве" признан противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу, не может быть принята во внимание. Данное решение постановлено и вступило в законную силу после проведения выборов депутатов Московской городской Думы и не может служить основанием для отмены оспариваемого решения МГИК. Доводы заявителя о том, что кандидаты в депутаты Московской городской Думы, которые были выдвинуты в соответствии с требованиями абзац 2 п. 1, ст. 28 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников Районного собрания в городе Москве", незаконно были внесены в избирательные бюллетени, являются несостоятельными и также не могут повлечь отмену решения МГИК.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 304, 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Московского городского суда от 22 марта 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Силкиной Светланы Севастьяновны - без удовлетворения.


Председательствующий

В.П. Кнышев


Судьи

Т.Е. Корчашкина



Ю.Г. Кеба


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2002 г. N 5-Г02-54


Текст определения опубликован в сборнике "Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации. 2002" - М.: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2003 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение