Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2002 г. N 93-Г02-9 При новом рассмотрении дела суду следует учесть, что субъекты РФ могут вводить своими законами ограничения, связанные со статусом депутатов представительных органов государственной власти и выборных лиц местного самоуправления, что не выходит за пределы полномочий представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2002 г. N 93-Г02-9


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

     председательствующего                                   В.П. Кнышева
     судей                                                  Б.А. Горохова
                                                                Ю.Г. Кебы

рассмотрела в судебном заседании 14 июня 2002 г. по кассационной жалобе Сечкина А.А. на решение Магаданского областного суда от 13 марта 2002 г. дело по заявлению Сечкина Александра Анатольевича о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Магаданской области от 24 мая 2001 г. N 77/321 об избрании Проказина В.Н., Таланова А.Н., Данилюка Г.Н., Тренкеншу Ф.Н. депутатами Магаданской областной Думы, о прекращении их полномочий депутатов, об аннулировании результатов выборов и обязании Избирательную комиссию Магаданской области назначить новые выборы депутатов по избирательным округам NN 13, 15, 16 и 17.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя заявителя Сечкина А.А. - Жукова П.Б., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на основании п. 2 ст. 305, п. 4 ст. 306, ст. 311 ГПК РСФСР установила:

Сечкин А.А. обратился в суд с жалобой о признании незаконным и об отмене постановления Избирательной комиссии Магаданской области от 24 мая 2001 г. N 77/321 об избрании депутатами Магаданской областной Думы третьего созыва по одномандатным округам: N 13 - Проказина В.Н., N 15 - Таланова А.Н., N 16 - Данилюка Г.Н., N 17 - Тренкеншу Ф.И., а также о назначении повторных выборов по указанным избирательным округам, ссылаясь на то, что Проказин В.Н., Таланов А.Н., Данилюк Г.Н. и Тренкеншу Ф.И. являются главами муниципальных образований соответственно: Северо-Эвенского национального, Сусуманского, Тенькинского и Ягоднинского районов, и в соответствии со статьей 32 Закона Магаданской области "О местном самоуправлении в Магаданской области" от 19 февраля 1996 г. N 4-ОЗ не имеют право быть одновременно депутатами Магаданской областной Думы.

Проказин В.Н., Таланов А.Н., Данилюк Г.Н. и Тренкеншу Ф.И. не сложили с себя полномочия глав муниципальных образований, а Избирательная комиссия Магаданской области не аннулировала результаты выборов по данным избирательным округам, что противоречит части 2 статьи 67 Закона Магаданской области "О выборах депутатов Магаданской областной Думы" от 17 февраля 2001 г. N 160-ОЗ.

Кроме того, должность депутата Магаданской области в соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ является государственной должностью, а в силу пункта 5 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

Решением Магаданского областного суда от 13 марта 2002 г. заявление было оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Сечкина А.А. поставлен вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся обеспечение соответствия Конституции и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей Конституции Российской Федерации и Федеральным законам, установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, действует федеральный закон (статья 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 55-ФЗ) ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

Ограничения, связанные с депутатской деятельностью в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на федеральном уровне установлены статьей 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с частью 1 которой содержатся ограничения по замещению должностей депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судей, государственных должностей РФ, федеральной государственной службы, иных государственных должностей и государственной службы субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При рассмотрении настоящего дела суд ошибочно истолковал содержание данной нормы и пришел к неправильному выводу о том, что в ст. 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень ограничений, связанных со статусом депутатов представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вопрос о том, может ли должностное лицо органа государственной власти субъекта Российской Федерации или муниципальный служащий быть депутатом представительного органа государственной власти или выборным лицом местного самоуправления, является вопросом о правовом статусе этих лиц, отнесенным в соответствии с п. "н" ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В настоящее время федеральным законодательством определен правовой статус государственных и муниципальных служащих, но не решен вопрос о статусе депутатов представительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и выборных лиц местного самоуправления.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственные служащие не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью; быть депутатом представительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Эти ограничения статьей 60 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" до принятия соответствующего федерального закона были распространены и на муниципальных служащих и закреплены впоследствии в ст. 11 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".

Таким образом, федеральным законодательством для государственных и муниципальных служащих установлен запрет на совмещение исполнения служебных обязанностей с участием в выборных органах государственной власти и местного самоуправления. Нарушение этого запрета может повлечь за собой увольнение служащего с работы после его избрания в представительные органы власти и местного самоуправления.

До последнего времени на уровне федерального законодательства отсутствовали ограничения занимать какие-либо должности, связанные со статусом депутата представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или выборного лица местного самоуправления, включая выборную должность главы местного самоуправления. Примерный перечень таких ограничений был предусмотрен ст. 12 Федерального закона 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ).

Субъект Российской Федерации в своем региональном законодательстве по данному предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации может установить нормы, запрещающие совмещение выборной должности в органах местного самоуправления со статусом депутата представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Формы такого запрета могут быть различными: не только прямое указание на это в законе о статусе депутата представительного органа власти субъекта Российской Федерации, но и в других формах, например, в виде ограничения порядка регистрации избранного депутата, не выполнившего обязательства освободить ранее занимаемую должность, в законах о выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации могут вводить своими законами ограничения, связанные со статусом депутатов представительных органов государственной власти и выборных лиц местного самоуправления, что не выходит за пределы полномочий представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что статьей 32 Закона Магаданской области от 19 февраля 1996 г. N 4-ОЗ "О местном самоуправлении Магаданской области", действовавшей на момент проведения выборов депутатов Магаданской областной Думы третьего созыва, было предусмотрено, что депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть работающими на постоянной (штатной) основе депутатами и выборными должностными лицами органов местного самоуправления иных муниципальных образований, а также депутатами органов государственной власти в Российской Федерации.

Этот Закон Магаданской области был принят в пределах полномочий законодательного органа государственной власти Магаданской области и федеральному законодательству не противоречил.

Этот факт подтверждается, в частности тем, что ст. 12 Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 07.05.2002 N 47-ФЗ была приведена в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гарантируется самостоятельность местного самоуправления в Российской Федерации и устанавливается принцип невмешательства органов государственной власти в компетенцию органов местного самоуправления.

Совмещение должности депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с выборной должностью местного самоуправления не может рассматриваться иначе, как вмешательство государственных должностных лиц в разрешение вопросов исключительного ведения самих муниципальных образований, в связи с чем ст. 12 Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что в течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом нормы материального права судом при рассмотрении настоящего дела были истолкованы и применены неправильно, что в силу п. 3 ст. 307 ГПК РСФСР является основанием для отмены решения.

Отказывая в удовлетворении заявления Сечкина А.А., суд сослался на то, что им пропущен установленный частью 1 статьи 234 Гражданского процессуального кодекса РСФСР трехмесячный срок для обращения в суд с жалобой. Этот вывод не может быть признан обоснованным потому, что заявление Сечкина А.А. мотивировано тем, что обжалуемыми действиями и решениями избирательной комиссии нарушены его права избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также право на местное самоуправление.

Поскольку незаконными действиями органов и должностных лиц нарушены гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, это нарушение носит длящийся характер и на момент разрешения спора в суде не устранено, срок для обращения с жалобой в суд не может исчисляться со дня вступления обжалуемого акта в силу. Такой акт может быть оспорен в любое время его действия как в целях предотвращения негативных последствий в будущем, так и для пресечения длящегося нарушения гражданских прав.

В связи с тем, что обжалуемое решение Избирательной комиссии Магаданской области нарушает право быть избранным не только заявителя, но и неограниченного круга лиц, а также может неоднократно применяться субъектами правоотношений, в том числе судебными органами, то данный акт может быть оспорен в любое время его действия, что и было сделано заявителем.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и определить правовые способы и последствия устранения нарушения прав заявителя применительно к данному конкретному делу.

На основании п. 2 ст. 305, п. 4 ст. 306, ст. 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Магаданского областного суда от 13 марта 2002 г. отменить; дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.


Председательствующий

В.П. Кнышев


Судьи

Б.А. Горохов



Ю.Г. Кеба



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2002 г. N 93-Г02-9


Текст определения опубликован в сборнике "Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации. 2002" - М.: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2003 г.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.