Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 августа 2002 г. N 20-Г02-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего М.Н. Лаврентьевой
судей Т.И. Еременко
Г.В. Манохиной
рассмотрела в судебном заседании от 1 августа 2002 года кассационный протест начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Дагестан А.И. Плугарева, участвовавшего в рассмотрении дела по первой инстанции, на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 6 марта 2002 года по гражданскому делу по заявлению первого заместителя прокурора Республики Дагестан о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Избирательной комиссии Республики Дагестан от 25 марта 1999 года "Об определении итогов выборов депутатов Народного Собрания Республики Дагестан" в части регистрации в качестве депутата Народного Собрания республики Дагестан A.M. Апаева.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.М. Гермашевой, поддержавшей протест, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
первый заместитель прокурора Республики Дагестан обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Избирательной комиссии Республики Дагестан от 25 марта 1999 года "Об определении итогов выборов депутатов Народного Собрания Республики Дагестан" в части регистрации в качестве депутата Народного Собрания Республики Дагестан A.M. Апаева - ведущего специалиста Магарамкентского межрайонного управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Дагестан, ссылаясь на то, что оно противоречит федеральным законам "Об основах государственной службы Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Оспариваемая часть постановления Избирательной комиссии противоречит положениям названных федеральных законов, запрещающим совмещение должности государственного служащего с пребыванием в качестве депутата законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации.
Решением Верховного суда Республики Дагестан от 6 марта 2002 в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В кассационном протесте поставлен вопрос об отмене состоявшегося решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении заявленного требования. Оставляя заявление прокурора без удовлетворения, суд исходил из того, что на день избрания депутатом Народного Собрания Республики Дагестан Апаев не являлся государственным служащим. В обосновании этого вывода суд сослался на приказ N 71 от 25 марта 1999 года, которым Апаев был отозван в распоряжение отдела кадров УФСНП по Республике Дагестан. Этот вывод прокурор считает ошибочным, поскольку Апаев до 25 марта 1999 года и после 25 марта 1999 года замещал должность государственного служащего. Временный отзыв в распоряжение отдела кадров УФСНП по Республике Дагестан не означает прекращение замещения должности государственного служащего.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, находит его подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представительного органа Российской Федерации, законодательных органов субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "п. 2 ст. 11" следует читать "п. 2 ч. 1 ст. 11"
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 мая 1998 года по делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 28 Закона Республики КОМИ "О государственной службе Республики КОМИ" указал, что принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но их взаимное уравновешивание, невозможность ни одной из них подчинить себе другие. В том виде, как он закреплен в Конституции Российской Федерации, данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе, следовательно, и совмещение депутатского мандата с занятием должности на государственной службе.
Рассматривая данное дело, суд пришел к правильному выводу о том, что должность, занимаемая Апаевым A.M. - ведущего специалиста Магарамкентского межрайонного Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Дагестан, относится к государственной должности территориального органа федерального органа исполнительной власти межрайонного уровня категории "В". Таким образом, Апаев является государственным служащим.
Согласился суд и с доводом прокурора о том, что в силу положений федерального законодательства государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд исходил из того, что на день избрания депутатом Народного Собрания Республики Дагестан Апаев перестал быть государственным служащим. К такому выводу суд пришел на основании приказа N 71 от 25 марта 1999 года, которым Апаев отозван в распоряжение отдела кадров УФСНП РФ. По мнению суда, наличие этого приказа на день издания постановления Избирательной комиссии, т.е. на 25 марта 1999 года, свидетельствует о законности этого постановления.
При этом суд не принял во внимание и не дал оценку тому обстоятельству, что отзыв Апаева в распоряжение отдела кадров УФСНП РФ по РД носит временный характер и не означает прекращение замещения должности государственного служащего. Суду для правильного разрешения заявления прокурора следовало выяснить:
сложил ли с себя Апаев обязанности ведущего специалиста Магарамкентского межрайонного Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Дагестан;
продолжал ли он выполнять эти обязанности после избрания его депутатом Народного Собрания Республики Дагестан, получал ли заработную плату и дать оценку этим обстоятельствам.
Согласно Закона Республики Дагестан "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан" кандидат, избранный депутатом Народного Собрания Республики Дагестан, обязан в трехдневный срок в письменной форме сообщить в окружную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей или полномочий, либо о прекращении деятельности, несовместимой со статусом депутата.
Избирательная комиссия Республики Дагестан регистрирует избранного депутата и выдает ему удостоверение об избрании, при условии выполнения им вышеуказанных требований, а в случае неисполнения в указанный срок этих требований, должна отменить результаты выборов (ст. 62, 60).
Были ли выполнены эти требования закона при регистрации Апаева A.M. и издании оспариваемого постановления, суд не проверил.
При таких данных судебное решение подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Дагестан от 6 марта 2002 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Председательствующий |
М.Н. Лаврентьева |
Судьи |
Т.И. Еременко |
|
Г.В. Манохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 августа 2002 г. N 20-Г02-11
Текст определения опубликован в сборнике "Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации. 2002" - М.: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2003 г.