Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 октября 2002 г. N 49-В02пр-16 Суд, отправляя дело на новое рассмотрение, указал на то, что депутат государственного собрания республики  не сложил с себя обязанностей, несовместимых со званием депутата, и продолжает работать в органах исполнительной и законодательной власти, несмотря на прямой запрет, содержащийся в законодательстве о выборах

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 октября 2002 г. N 49-В02пр-16


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:


     председательствующего                                   В.П. Кнышева
     судей                                                 А.В. Харланова
                                                            Б.А. Горохова

рассмотрела в судебном заседании 15 октября 2002 г. гражданское дело по протесту Заместителя Генерального прокурора РФ на решение Давлекановского районного суда от 16 марта 2001 г., определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 июня 2001 г. и постановление Президиума этого же суда от 15 августа 2001 г. по заявлению Заместителя Генерального прокурора РФ об отмене решения территориальной избирательной комиссии N 14 по Давлекановскому району в части признания Мирсаева Р.Н. избранным депутатом Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Любимовой И.Б., поддержавшей доводы протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

14.03.99 г. состоялись выборы в Государственное Собрание Республики Башкортостан.

Решением территориальной избирательной комиссии по Давлекановскому избирательному округу N 14 (далее - ТИК) от 14.03.99 г. Мирсаев Р.Н., занимавший должность руководителя Башкирского таможенного управления, был признан избранным депутатом Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Данное решение было оспорено в судебном порядке заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Решением Давлекановского районного суда от 16.03.01 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 14.06.01 г., в удовлетворении заявления об отмене решения территориальной избирательной комиссии N 14 по Давлекановскому району в части признания Мирсаева Р.Н. избранным депутатом Палаты Представителей Государственного Собрания РБ отказано.

Постановлением Президиума Верховного суда РБ от 15.08.01 г. отклонен протест прокурора Республики Башкортостан.

В протесте Заместителя Генерального прокурора РФ ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста Заместителя Генерального прокурора РФ, Судебная коллегия находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31.07.95 г. государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 18.07.97 г. служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 21 июля 1997 года"


Должность, которую занимал Мирсаев Р.Н., входит в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 03.09.97 г. N 981 Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В" (л.д. 18-19).

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственный служащий не вправе быть депутатом законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разделение властей относится к числу общих принципов демократического правового федеративного государства. Закрепленное в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, оно обязательно не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в субъектах Российской Федерации.

Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие. Данный принцип не допускает сосредоточения различных ветвей власти в одном органе, следовательно, и совмещения депутатских обязанностей с занятием должности на государственной службе. Из этого требования и исходил федеральный законодатель, устанавливая для государственных служащих запрет быть депутатами законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации закреплено право субъектов Российской Федерации устанавливать свою систему органов государственной власти самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

По смыслу статей 15 (часть 1), 66 (часть 1), 72 (пункт "н") и 76 (части 1, 2 и 5) Конституции Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе принимать законы, регламентирующие организацию и деятельность собственных органов государственной власти, но такие законы не должны противоречить Конституции Российской Федерации и соответствующим федеральным законам.

Исходя из изложенного, является несостоятельным утверждение президиума Верховного суда Республики Башкортостан о том, что республиканским законодательством не предусмотрено ограничение на совмещение обязанностей государственного служащего и депутата Палаты Представителей Государственного Собрания РБ, ограничение такого рода установлено лишь для депутатов Законодательной Палаты.

В рассматриваемой ситуации подлежали применению вышеуказанные конституционные нормы и статьи Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Вместе с тем республиканский закон также содержит правовые нормы, действие которых направлено на предотвращение случаев совмещения должностей государственной службы с исполнением депутатских полномочий.

Согласно ст. 91 Кодекса РБ "О выборах" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РБ от 29.11.98 г. N 193-з) избранный депутат в трехдневный срок после получения извещения об избрании обязан в письменном виде сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со званием депутата.

В последующем указанные положения нашли закрепление в ч. 4 ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19.09.97 г. N 124-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ), согласно которой соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов избирателей либо признанного избранным по результатам голосования за список кандидатов, если он в срок, установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, но не позднее, чем в течение семи дней со дня официального опубликования результатов выборов, не представил в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копию документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Результаты выборов в Государственное Собрание Республики Башкортостан были опубликованы 19.03.99 г. в газете "Известия Башкортостана".

Поскольку Мирсаев Р.Н. не выполнил возложенную на него статьей 91 Кодекса РБ обязанность о сложении с себя полномочий, несовместимых со званием депутата, избирательная комиссия в соответствии с требованиями п. 2 ст. 12, абз. 1 и 2 п. 1 ст. 22, абз. 1 ст. 20 и пунктов 1 и 2 ст. 91 Кодекса РБ "О выборах" обязана была рассмотреть вопрос об отмене своего решения в части признания данного кандидата избранным депутатом, как орган, осуществляющий контроль за реализацией законодательства Республики Башкортостан "О выборах".

Тот факт, что ч. 4 ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вступила в силу после проведения выборов, не свидетельствует о законности судебных постановлений, поскольку указанные выше федеральные законы и положения Кодекса РБ "О выборах" являлись достаточной правовой базой для рассмотрения избирательной комиссией вопроса об отмене своего решения в части признания Мирсаева Р.Н. избранным депутатам.

То обстоятельство, что Мирсаев Р.Н. освобожден от должности руководителя Башкирского таможенного управления, правового значения в данном случае не имеет, поскольку на момент его избрания депутатом Палаты Представителей Госсобрания Республики Башкортостан он занимал указанную должность, и, кроме того, в настоящее время он работает заместителем премьер-министра Республики Башкортостан, то есть продолжает участвовать одновременно в работе органов исполнительной и представительной власти.

При новом рассмотрении дела суду необходимо установить причины, по которым Мирсаев Р.Н. не сложил с себя обязанностей, несовместимых со званием депутата и продолжает работать в органах исполнительной и законодательной власти, несмотря на прямой запрет, содержащийся в Федеральных законах, а избирательная комиссия не рассмотрела вопрос об отмене своего решения и не отменила его.

Руководствуясь ст.ст. 329, 330 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Давлекановского районного суда от 16 марта 2001 г., определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 июня 2001 г. и постановление Президиума этого же суда от 15 августа 2001 г. отменить; дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.


Председательствующий
Судьи

В.П. Кнышев
А.В. Харланов
Б.А. Горохов


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 октября 2002 г. N 49-В02пр-16


Текст определения опубликован в сборнике "Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации. 2002" - М.: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2003


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.