Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2002 г. N 91-Г02-2 Суд, отказывая в удовлетворении кассационной жалобы, указал на то, что замещение депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта должности Главы муниципального образования не соответствует действующему законодательству

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2002 г. N 91-Г02-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:


     председательствующего                                 Г.В. Манохиной
     судей                                                  Т.И. Еременко
                                                            Н.К. Толчеева

рассмотрела в судебном заседании от 25 марта 2002 года дело по заявлениям Ассоциации муниципальных образований Псковской области и гражданина Котова Александра Алексеевича о признании не соответствующими федеральному законодательству некоторых положений ч. 1 ст. 25 Устава Псковской области, ст. 9 Закона Псковской области "О выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов", ст. 6 Закона Псковской области "О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов", пдп. 1 п. 1 ст. 8 Закона Псковской области "О статусе главы муниципального образования в Псковской области" по кассационной жалобе Котова А.А. на решение Псковского областного суда от 14 января 2002 года, которым постановлено: в удовлетворении заявлений Котова Александра Алексеевича и Ассоциации муниципальных образований Псковской области о признании не действующими и не подлежащими применению ч. 1 ст. 25 Устава Псковской области от 12.04.01 года, ст. 9 Закона Псковской области от 13.11.01 г. "О выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов", ст. 6 Закона Псковской области 19.08.94 г. (в редакции закона N 157-оз от 12.11.01 г.) "О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов", пдп. 1 п. 1 ст. 8 Закона Псковской области N 145-ОЗ от 19.07.01 г. "О статусе главы муниципального образования в Псковской области" в части установления ограничения для одного и того же лица одновременно являться депутатом Псковского областного Собрания депутатов и занимать должность главы муниципального образования отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителей заявителя по доверенности Николаева А.В. и Глобы Н.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя администрации Псковской области по доверенности Самойловой Т.Ю., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

29 марта 2001 года принят Устав Псковской области, в соответствии с частью первой статьи 25 депутат областного Собрания не может одновременно занимать должность главы муниципального образования.

Аналогичное ограничение, связанное со статусом депутата областного собрания установлено частью 2 статьи 6 Закона Псковской области от 19.08.94 года (в редакции закона от 12.11.01 года) "О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов", статьей 9 Закона Псковской области от 13.11.01 года "О выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов".

Законом Псковской области от 19.07.01 года "О статусе главы муниципального образования" (пдп. 1 п. 1 статьи 8) также запрещено совмещение полномочий главы муниципального образования со статусом депутата законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ассоциация муниципальных образований Псковской области и гражданин Котов А.А., являющийся Главой муниципального образования" Струго-Красненский район", обратились в суд с заявлениями о признании указанных положений приведенных Законов Псковской области не соответствующими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению, по тем основаниям, что они противоречат ст. 12 Федерального Закона от 06.10.99 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", так как устанавливают не предусмотренные федеральным законом дополнительные ограничения и тем самым ущемляют интересы муниципальных образований и их Глав, через представительство которых в областном Собрании, в случае возможности совмещения должности Главы муниципального образования с депутатской деятельностью, муниципальные образования могли бы участвовать в решении важных для них государственных вопросов, а также нарушают права Котова А.А., имеющего намерение баллотироваться в депутаты Псковского областного Собрания депутатов, который в случае избрания обязан сложить полномочия главы муниципального образования.

В судебном заседании представитель Псковского областного Собрания депутатов против удовлетворения заявлений не возражал, но пояснил, что позиция областного Собрания, как коллегиального органа, изложена в оспариваемых нормах Законов Псковской области.

Представители Администрации Псковской области с заявлениями не согласились и просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

По делу постановлено указанное выше решение.

Котов А.А. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить, указав, что суд не учел данные обстоятельства и неправильно применил материальный закон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что в соответствии с п. 6 ст. 18 Федерального Закона от 28.08.95 года (в редакции от 04.08.00 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статус выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные с ним, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

Конституцией РФ статус выборного должностного лица местного самоуправления не установлен, федерального закона, определяющего статус этого лица и устанавливающего перечень ограничений в связи с осуществлением им своих полномочий, в настоящее время также не имеется.

Суд правильно указал в решении, что данный вопрос относится к вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления и согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ он отнесен к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, поэтому до принятия федеральных законов по вопросам совместного ведения, в силу ст. 76 Конституции РФ и ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1999 года "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" субъект РФ вправе осуществить собственное правовое регулирование этого вопроса посредством издания соответствующего закона или иного нормативного правового акта.

Дав анализ указанным нормам закона, суд правильно пришел к выводу, что, установив в пдп. 1 пункта 1 статьи 8 Закона Псковской области от 19.07.01 года "О статусе главы муниципального образования" ограничение в виде невозможности совмещения должности главы муниципального образования со статусом депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, Псковское областное Собрание депутатов в соответствии с Конституцией РФ и действующим федеральным законодательством, в пределах компетенции, произвело собственное правовое регулирование по данному вопросу.

Суд обоснованно указал в решении, что доводы заявителя Котова А.А., представителей Ассоциации муниципальных образований Псковской области и Псковского областного Собрания депутатов о несоответствии вышеуказанной нормы статье 12 Федерального Закона от 06.10.99 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не могут быть приняты во внимание, поскольку данным законом вопросы, связанные со статусом выборного должностного лица местного самоуправления не регулируются.

Кроме того, согласно Уставу Струго-Красненского района Псковской области (статьи 3, 17, 33) глава района является органом местного самоуправления, он наделен полномочиями на решение вопросов местного значения и возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления с правом издания по вопросам своего ведения правовых актов, поэтому при одновременном совмещении Котовым А.А. этой должности с депутатской деятельностью в Псковском областном Собрании депутатов будет нарушен конституционный принцип, предусмотренный ст. 12 Конституции РФ о не вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти.

Указанная правовая позиция усматривается и из Определения Конституционного Суда РФ от 26.09.96 года.

Суд также правильно указал, что ссылка Ассоциации муниципальных образований Псковской области и Котов А.А., которые, оспаривая положения ч. 1 ст. 25 Устава Псковской области, ч. 2 ст. 6 Закона Псковской области "О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов", ст. 9 Закона Псковской области "О выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов", запрещающей депутату областного Собрания одновременно занимать должность главы муниципального образования, исходили из того, что предусмотренный статьей 12 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень ограничений, связанных с депутатской деятельностью, является исчерпывающим и поскольку он такого ограничения не содержит, закон субъекта, с учетом верховенства федерального закона, не вправе его расширить, не может быть признана правильной.

Из пункта 4 статьи 10 указанного Федерального Закона следует, что статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ регулируется данным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 4 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ.

Статьей 12 Федерального Закона от 06.10.99 года (в редакции от 08.02.01 года) определено, что депутат в течение срока своих полномочий не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьей, занимать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таком положении, суд правильно пришел к выводу о том, что субъект РФ с учетом положений федеральных законов, ограничивающих возможность совмещения депутатской деятельности с иной деятельностью, вправе предусмотреть в своих уставах, законах и другие ограничения, не перечисленные в вышеуказанной статье.

Совмещение государственной и муниципальной должностей, в частности, замещение депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта должности главы муниципального образования, Определением Конституционного Суда РФ N 98-О от 15 мая 2001 года признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Дав оценку собранным по делу доказательствам, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые нормы Устава и Законов Псковской области не противоречат федеральному законодательству, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения заявлений Ассоциации муниципальных образований Псковской области и гражданина Котова А.А.

Доводы кассационной жалобы Котова А.А. сводятся к тому, что суд не принял во внимание доводы о том, что законы Псковской области противоречат ст. 12 Федерального Закона от 06.10.99 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", так как устанавливают не предусмотренные федеральным законом дополнительные ограничения и тем самым ущемляют интересы муниципальных образований, эти доводы были предметом рассмотрения суда и не нашли своего подтверждения.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Псковского областного суда от 14 января 2002 года оставить без изменения, кассационную жалобу Котова А.А. - без удовлетворения.


Председательствующий
Судьи

Г.В. Манохина
Т.И. Еременко
Н.К. Толчеев


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2002 г. N 91-Г02-2


Текст определения опубликован в сборнике "Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации. 2002" - М.: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2003


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.