В соответствии с п. 2.5 протокола от 22 июля 2005 г. N 2 Всероссийского совещания Федеральной службы судебных приставов территориальными органами ФССП России была проведена ревизия исполнительных производств во всех структурных подразделениях. Об исполнении было доложено всеми территориальными органами Федеральной службы судебных приставов.
Ревизия исполнительных производств осуществлялась территориальными органами в целях снижения остатка неоконченных исполнительных производств, пресечения случаев волокиты и бездействия со стороны судебных приставов-исполнителей, а также выявления незарегистрированных исполнительных документов. Особое внимание было обращено на исполнительные производства, длительное время находящиеся на исполнении.
Проверка показала, что наиболее характерными нарушениями, допускаемыми судебными приставами-исполнителями, является непринятие в полном объеме мер принудительного характера, предусмотренных ст. 44, 45 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон). Соответственно нарушается и двухмесячный срок исполнения исполнительного документа, предусмотренный ст. 13 Закона.
В результате проверки были выявлены такие исполнительные производства, по которым судебными приставами-исполнителями приняты все необходимые меры по принудительному исполнению исполнительного документа, отысканию имущества или доходов должника. Однако имущество или иные доходы, принадлежащие должнику, обнаружены не были, и в результате был составлен акт о невозможности взыскания. Несмотря на указанные обстоятельства, исполнительные документы на момент проверки находились на исполнении ввиду того, что сумма долга вносится должником частями, т.е. судебными приставами-исполнителями должникам необоснованно была предоставлена рассрочка исполнения судебного акта, поскольку ст. 18 Закона такое право предоставлено лишь суду или органу, выдавшему исполнительный документ.
В результате проведенной инвентаризации специалистами Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области выявлено несоответствие фактического остатка неоконченных исполнительных производств представленным статистическим данным во Фрунзенском, Фурмановском и Шуйском районных отделах. Начальники указанных отделов предупреждены об ответственности за предоставление в Управление недостоверных данных.
Таким образом, ревизия исполнительных производств выявила факты необоснованного нахождения в остатке исполнительных производств. Данное обстоятельство в некоторых регионах (Республике Карелия, Амурской, Белгородской, Ивановской, Московской, Новгородской, Оренбургской, Смоленской, Тамбовской, Тюменской и Тульской областях, Москве, Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком АО) привело к увеличению остатка неоконченных исполнительных производств на 1 сентября 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. и соответственно вызвало увеличение остатка в целом по России с 5,3 млн. исполнительных производств до 6,2 млн. исполнительных производств.
Наряду с указанными причинами имеют место объективные причины, приводящие к увеличению количества неоконченных исполнительных производств, а именно: приостановление судами исполнительных производств, в том числе в связи с введением процедуры банкротства, предоставление судами рассрочки, отсрочки, отложения исполнительных действий, передача исполнительных документов в ликвидационную комиссию либо конкурсному управляющему.
Проведенная ревизия исполнительных производств показала, что одной из причин нарушения сроков исполнения является большая нагрузка на судебных приставов-исполнителей, которая значительно превышает норму, установленную совместным постановлением Минтруда России и Минюста России от 15 августа 2002 г. N 60/1 "Об утверждении норм нагрузки судебных приставов".
В сельских местностях значительное количество остатка исполнительных производств вызвано удаленностью населенных пунктов от окружного центра, полным отсутствием наземного транспортного сообщения (Ненецкий АО), что приводит к длительной переписке.
Вопросы сокращения остатка исполнительных производств находятся на контроле у всех руководителей территориальных органов ФССП России и обсуждаются на оперативных совещаниях. Во многих регионах разработан ряд мероприятий, направленных на уменьшение количества неоконченных исполнительных производств.
Например, в Ставропольском крае разработаны планы-графики поэтапного окончания исполнительных производств.
В Агинском Бурятском АО и Удмуртской Республике каждому судебному приставу-исполнителю установлено плановое задание по сокращению остатка.
Руководством Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю в территориальные отделы направлено указание о принятии необходимых мер по повышению эффективности работы в данном направлении, в том числе об организации постоянного (еженедельного) учета поступающих на исполнение исполнительных документов и оконченных исполнительных производств, как по каждому судебному приставу-исполнителю, так и по отделу в целом, осуществлении контроля за нагрузкой на каждого судебного пристава-исполнителя и своевременном перераспределении нагрузки между сотрудниками отдела, а также за своевременным принятием судебными приставами-исполнителями мер, направленных на исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах.
По всем выявленным в ходе проверки случаям нарушений проводились служебные проверки.
В частности, в Чеченской Республике по результатам проверки привлечены к дисциплинарной ответственности старший судебный пристав и судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела г. Шали. Материал в отношении трех судебных приставов-исполнителей того же подразделения передан в отдел дознания Управления ФССП России по Чеченской Республике для решения вопроса в порядке ст. 145 УПК РФ.
Вместе с тем в рамках выполнения пп. 2.5 и 2.6 протокола Всероссийского совещания Федеральной службы судебных приставов и в соответствии с распоряжением Директора ФССП России N 60 от 6 сентября 2005 г. работниками Управления делами и Управления организации исполнительного производства центрального аппарата была проведена выборочная проверка состояния работы по ревизии исполнительных производств и депозитных счетов подразделений главных управлений ФССП России по Москве и по Московской области.
В ходе проверки 7 сентября 2005 г. в отделе по ЮВАО ГУ ФССП России по Москве комиссией центрального аппарата были обнаружены незарегистрированными 12 исполнительных листов, выданных Кузьминским районным судом г. Москвы в сентябре 2004 г., о взыскании денежных средств с физических лиц в пользу ГУП "Мосгортепло". Установить дату их поступления в отдел не представилось возможным, так как отсутствуют штамп отдела и сопроводительные письма взыскателя.
Главным управлением Федеральной службы судебных приставов по Москве проведена служебная проверка по фактам, выявленным комиссией центрального аппарата ФССП России в отделе по ЮВАО ГУ ФССП России по Москве. По результатам проверки привлечены к дисциплинарной ответственности начальник отдела - старший судебный пристав Белоус В.М., заместитель начальника отдела - старшего судебного пристава Нематов Р.Ш. и ведущий специалист отдела Сироткина О.В.
В большинстве территориальных органов в ходе ревизии незарегистрированных исполнительных документов не выявлено.
Вместе с тем имеются регионы, где обнаружены подобные исполнительные документы.
Например, в Пермской области в ходе проведения ревизии исполнительных производств в ряде территориальных отделов судебных приставов обнаружены около 2 тыс. постановлений административных органов на сумму 160 тыс. руб., которые не были зарегистрированы на момент проверки (срок регистрации указанных документов составляет 4-7 дней).
Данное нарушение возникло из-за большой загруженности судебных приставов-исполнителей и нехватки технических работников. Исполнительные документы указанной категории продолжают поступать на принудительное исполнение в большом количестве. Самостоятельно отделы службы судебных приставов не справляются с регистрацией такого объема исполнительных документов. В связи с этим Главное управление ФССП России по Пермской области вынуждено было обратиться в территориальный орган Федеральной службы занятости населения для заключения срочных договоров на обработку документации (регистрация исполнительных документов, принятие и отправление почтовой корреспонденции).
Также в ходе ревизии в отделе судебных приставов Ленинского района г. Оренбурга выявлен исполнительный лист Арбитражного суда Оренбургской области от 29 сентября 1998 г. о выселении Бюро судмедэкспертизы из нежилого помещения, который в нарушение Инструкции по организации работы с документами (по делопроизводству), утвержденной приказом Минюста России N 225 от 3 сентября 1999 г., не был перерегистрирован с 1999 г. Исполнительное производство, возбужденное на основании данного исполнительного документа, находилось без движения. В результате принятых мер исполнительное производство о выселении Бюро судмедэкспертизы окончено 12 сентября 2005 г. фактическим исполнением.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа Минюста России N 225 следует читать как "от 3 августа 1999 г."
Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области факт наличия незарегистрированных исполнительных документов выявлен только в одном отделе. Во Фрунзенском РОСП по состоянию на 15 сентября 2005 г. обнаружен незарегистрированным 5961 исполнительный документ на общую сумму, подлежащую взысканию, 24,5 млн. руб. В основном незарегистрированными документами оказались постановления ОГИБДД и РОВД. По итогам инвентаризации от начальника Фрунзенского РОСП руководство управления потребовало незамедлительно зарегистрировать данные исполнительные документы и возбудить по ним исполнительные производства.
Накопление незарегистрированных исполнительных документов произошло за период работы начальником Фрунзенского РОСП - старшим судебным приставом Киршина П.Л., который освобожден от занимаемой должности приказом Управления ФССП России по Ивановской области от 31 мая 2005 г.
В целях оказания помощи Фрунзенскому РОСП в устранении выявленных нарушений на основании приказа Управления от 14 сентября 2005 г. в РОСП командированы 4 сотрудника других районных отделов. По состоянию на 14 октября 2005 г. остаток незарегистрированных исполнительных документов составляет 1442, зарегистрировать которые планируется до 21 октября 2005 г.
Управлением Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области в ходе проведенной ревизии в отделе судебных приставов по Грязовецкому району был выявлен 3961 незарегистрированный исполнительный документ (постановления о взыскании штрафов) на сумму 594 тыс. руб. Исполнительные документы не регистрировались в период с февраля по июль 2005 г. В настоящее время нарушения законодательства об исполнительном производстве устранены, все исполнительные документы зарегистрированы, виновные лица привлечены к ответственности.
Управлением ФССП России по Калужской области в ходе ревизии выявлено 24 незарегистрированных исполнительных документа на общую сумму, подлежащую взысканию, 10 тыс. руб. Данные исполнительные документы не регистрировались в течение 28 дней. Судебные приставы-исполнители, допустившие нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Главным управлением Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области в ходе ревизии исполнительных производств обнаружены 67 незарегистрированных исполнительных производств на сумму 9700 руб. Все обнаруженные исполнительные производства были зарегистрированы и окончены в течение месяца.
Управлением ФССП России по Костромской области в Нерехтском подразделении установлены незарегистрированными и не переданными судебным приставам-исполнителям для возбуждения исполнительных производств 1344 исполнительных документа на общую сумму 686 тыс. руб. После выявления указанные исполнительные документы были зарегистрированы и внесены в статистическую отчетность.
По данному факту в прокуратуру Костромской области направлены материалы проверки для принятия процессуального решения в отношении бывшего старшего судебного пристава Карельского А.С. по признакам состава преступления, предусмотренного п. 1 ст. 293 УК РФ. 16 сентября 2005 г. заместителем Нерехтского межрайонного прокурора вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях Карельского А.С. состава преступления.
Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан в Цумадинском подразделении судебных приставов выявлены 185 незарегистрированных исполнительных документов на общую сумму 457 тыс. руб. Нарушения устранены. Начальник подразделения уволен.
Главным управлением ФССП России по Нижегородской области по состоянию на 15 октября 2005 г. выявлено, что количество незарегистрированных в текущем году исполнительных документов составило 16 411 на общую сумму 1,4 млн. руб. Вышеуказанные исполнительные документы не были зарегистрированы в результате того, что на протяжении длительного времени не осуществлялся должный контроль аппаратом Главного управления ФССП России по Нижегородской области, а также начальниками территориальных отделов - старшими судебными приставами, регистрация поступающих в территориальные отделы исполнительных документов проводилась несвоевременно и не в полном объеме.
В настоящее время данный вопрос взят на контроль руководителем Главного управления ФССП России по Нижегородской области - главным судебным приставом Нижегородской области.
Таким образом, в ходе ревизии исполнительных производств территориальными органами ФССП России были обнаружены незарегистрированные 29 953 исполнительных документа на общую сумму 27,8 млн. руб.
Следовательно, реальный остаток неоконченных исполнительных производств на 1 октября 2005 г. составляет 6 млн. 161 тыс. исполнительных производств.
Согласно представленной информации, руководство Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области планирует завершить регистрацию всех выявленных незарегистрированных документов до 21 октября 2005 г.
На 15 октября 2005 г. остались незарегистрированными 17 853 исполнительных документа: 16 411 в ГУ ФССП России по Нижегородской области и 1442 в УФССП России по Ивановской области.
Учитывая изложенное, руководителям территориальных органов ФССП России и старшим судебным приставам предлагаю:
усилить контроль за своевременной и полной регистрацией исполнительных документов, поступающих в структурные подразделения;
продолжить работу по снижению остатков неоконченных исполнительных производств;
повысить требования к состоянию информационно-аналитической работы;
обеспечить представление достоверных статистических данных; по каждому случаю нарушений действующего законодательства об исполнительном производстве и ведомственных правовых актов проводить служебные проверки с последующим привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
И.о. Директора Федеральной службы |
С.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо Федеральной службы судебных приставов "О результатах ревизии исполнительных производств"
Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2006 г., N 1