Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 48-Г06-1 Предусмотренная постановлением исполнительного органа субъекта РФ норма, препятствующая одновременному использованию ветеранами боевых действий права на получение ежемесячной выплаты на службе и права на приобретение единого социального проездного билета, не противоречит федеральному законодательству

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 48-Г06-1


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 15 февраля 2006 г. гражданское дело по кассационной жалобе Л. на решение Челябинского областного суда от 28 ноября 2005 г., которым Л. отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству п. 8 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31 января 2005 г. N 21-1 (с изменениями от 30 марта 2005 г.).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя Губернатора Челябинской области Т., представителя Управления Уральского округа внутренних войск МВД России, Командующего войсками Уральского округа внутренних войск МВД России - Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила:

Постановлением Губернатора Челябинской области от 31 января 2005 г. N 21-1 (в редакции от 30 марта 2005 г.) "Об обеспечении доступности проезда в городском пассажирском транспорте на территории Челябинской области отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета" утверждено Положение о порядке обеспечения отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета, единым социальным проездным билетом для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов на территории Челябинской области.

Л. обратилась в Челябинский областной суд с заявлением о признании противоречащим Федеральному закону N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пункта 8 вышеуказанного Положения, согласно которого лицам, относящимся к категории ветеранов боевых действий, получающим ежемесячную денежную выплату и состоящим на военной или приравненной к ней службе, продажа единого социального проездного билета не осуществляется.

В обоснование заявленного требования Л. указала, что она является ветераном боевых действий, проходит военную службу по контракту в войсковой части 6830, расположенной в городе Челябинске и в соответствии с оспариваемым пунктом Положения лишена права приобретения единого социального билета. Считает, что оспариваемый пункт 8 Положения ухудшил условия предоставления ей льгот как ветерану боевых действий, так как ежемесячная денежная выплата в сумме 689 рублей не покрывает ее расходы на приобретение проездного билета, стоимость которого по городу Челябинску составляет 720 рублей. Также указала, что ветераны боевых действий, состоящие на военной службе и приравненной к ней службе, поставлены в неравное положение с ветеранами боевых действий, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета стоимостью 150 рублей. В соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" последние не содержат деление ветеранов боевых действий по социальному положению и по принципу отношения к военной и приравненной к ней службе.

Оспариваемый пункт положения, по мнению заявительницы, противоречит статье 153 и преамбуле Федерального закона N 122 от 22.08.2004 г., в которой определено, что субъекты Российской Федерации должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, других обстоятельств. В результате принятого постановления Губернатора области произошло ущемление прав и свобод ветеранов боевых действий, состоящих на военной службе и приравненной к ней службе.

Решением Челябинского областного суда от 28 ноября 2005 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Л. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, устанавливаемых настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей, выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.

Согласно статье 10 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах" в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 5 от 12.01.1995 г. "О ветеранах" в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. право бесплатного проезда общественным транспортом городского, пригородного и местного значения ветеранов боевых действий отменено.

Согласно статьи 23.1 Федерального закона N 5 от 12.01.1995 г. "О ветеранах" (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона имеют право на ежемесячную денежную выплату.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы до 120 процентов оклада по воинской должности в размерах и порядке определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Данной нормой закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в зависимости от места проживания и прохождения военной службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.

Правительством Российской Федерации 31.01.2005 г. принято постановление N 47 о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащим, проходящим военную службу в г.г. Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях в целях возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения.

Во исполнение указанного постановления приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.03.2005 г. N 175 утверждена Инструкция о порядке выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим внутренних войск МВД России для возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения. Данная надбавка военнослужащим внутренних войск МВД России в столицах субъектов Российской Федерации предусмотрена до 110 процентов от оклада по воинской должности. (Приказ МВД РФ от 27.12.2004 г. N 866).

Выплата надбавки предусмотрена в пределах выделенных на содержание внутренних войск МВД России бюджетных ассигнований.

В преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. указано, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на нормах настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно положениям статьи 153 указанного Федерального закона при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия, а именно: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров оплаты труда, (включая надбавки и доплаты) размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г. При изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Л.Т.А. является ветераном боевых действий, в настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части 6830 Уральского округа внутренних войск МВД России, расположенной в городе Челябинске. С 1.01.2005 г. заявительница получает ежемесячную денежную выплату, которая на 1.11.2005 г. составила 689 рублей. Кроме того, по месту службы Л.Т.А. произведена надбавка к денежному довольствию на 110 процентов. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, объяснениями заявительницы.

Проанализировав вышеприведенные положения нормативных актов, суд пришел к правильному выводу о том, что в связи с реализацией отдельных положений Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ ранее предоставляемые заявительнице натуральные льготы в виде бесплатного проезда в общественном транспорте компенсированы ей в денежном выражении.

Пунктом 8 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31.01.2005 г. N 21-1 (в редакции от 30.03.2005 г.) предусмотрено, что лицам, относящимся к категории ветеранов боевых действий, получающим ежемесячную денежную выплату и состоящим на военной или приравненной к ней службе, продажа единого социального проездного билета не осуществляется.

Предусмотренный постановлением Губернатора Челябинской области от 31.01.2005 г. N 21-1 (с изменениями от 30.03.2005 г.) порядок обеспечения единым социальным проездным билетом членов семей погибших ветеранов боевых действий, ветеранов боевых действий из числа пенсионеров силовых ведомств, как правильно указал суд, не может свидетельствовать о противоречии пункта 8 указанного Положения статье 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., поскольку право бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного сообщения ветеранов боевых действий и военнослужащих отменено. Заявительнице право льготного проезда было компенсировано по месту работы.

Суд обоснованно исходил из того, что обеспечение единым социальным проездным билетом членов семей погибших ветеранов боевых действий, а также ветеранов боевых действий из числа пенсионеров силовых ведомств, уволенных с военной службы на территории Челябинской области, свидетельствует об установлении новой системы мер социальной поддержки этих лиц.

Доводы заявительницы о том, что оспариваемый пункт 8 Положения ухудшил условия предоставления ей льгот как ветерану боевых действий, правильно признаны несостоятельными, так как основаны на ошибочном понимании правового значения обеспечения ветеранов боевых действий, указанных в статье 21 Федерального закона "О ветеранах" единым социальным проездным билетом.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 31.01.2005 г. N 21-1 (с изменениями от 30.03.2005 г.) установлена новая система мер социальной поддержки для категорий граждан, которым установленной денежной выплаты недостаточно для приобретения проездного билета по установленным в регионе ценам, которая не носит компенсационного характера в отношении ранее предоставляемых льгот. В указанном постановлении отсутствует какое-либо указание на компенсацию ранее действующих льгот устанавливаемыми мерами социальной поддержки ветеранов боевых действий из числа пенсионеров силовых ведомств, уволенных с военной службы, а также членов семей погибших ветеранов боевых действий.

Доводы Л. об ущемлении прав и свобод ветеранов боевых действий, состоящих на военной службе и приравненной к ней службе, обоснованно признаны судом ошибочными, поскольку ранее действующим законодательством ветеранам боевых действий, состоящим на службе, социальные выплаты в денежной форме не предоставлялись. В настоящее время ветеранам боевых действий, состоящим на службе и приравненной к ней службе, произведена компенсация отмененных льгот и гарантии. От выплачиваемой по месту работы компенсации на проезд Л. не отказывалась.

Доводы заявительницы о том, что в связи с принятием пункта 8 указанного Положения она лишена возможности реализовать свое право на получение мер социальной поддержки, которыми пользуются в Челябинской области ветераны боевых действий не состоящие на службе и приравненной к ней службе, не могут служить основанием для признания оспариваемого пункта незаконным, так как данный пункт нормативного акта не противоречит федеральному законодательству. Он лишь исключает возможность получения одновременно ежемесячных выплат на проезд по месту работы и единого социального проездного билета для ветеранов боевых действий.

Сама по себе ссылка в решении суда на постановление Правительства РФ от 31 января 2005 г. N 47 не свидетельствует о его незаконности, поскольку суд проверял оспариваемую норму также на соответствие другим нормативным актам.

Не свидетельствует о незаконности решения суда и довод кассационной жалобы о том, что выплата надбавки за сложность, напряженность и отмененных льгот и гарантий ветеранам боевых действий, состоящим на службе и приравненной к ней службе.

То обстоятельство, что Л. получает ежемесячную денежную выплату на проезд, ею не оспаривается в кассационной жалобе.

Оспариваемая же норма указывает лишь на то, что ветераны боевых действий, получающие ежемесячную выплату на службе, не вправе одновременно приобретать единый социальный проездной билет, то есть она препятствует пользоваться одновременно единым социальным проездным билетом и получать денежную компенсацию, что не противоречит федеральному законодательству.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

решение Челябинского областного суда от 28 ноября 2005 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 48-Г06-1


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.