Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 апреля 2006 г. N 54-Г06-2 Содержащееся в российском законодательстве положение о вступлении в силу нормативных актов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина не ранее чем через десять дней после их официального опубликования не препятствует законодательному органу субъекта РФ самому определять порядок вступления в силу принятых им законов

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 5 апреля 2006 г. N 54-Г06-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 апреля 2006 года дело по заявлению прокурора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о признании противоречащей федеральному законодательству статьи 10 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 1 июня 2005 года N 47-ОкЗ "Об обеспечении деятельности юридических консультаций и предоставления гражданам бесплатной юридической помощи на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа" по кассационному представлению прокуратуры Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа на решение суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 24 ноября 2005 года, которым в удовлетворении заявления прокурора отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., не поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству статьи 10 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 1 июня 2005 года N 47-ОкЗ "Об обеспечении деятельности юридических консультаций и предоставления гражданам бесплатной юридической помощи на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа", опубликованного в газете "Таймыр" от 29.06.2005 года N 72 (13087). В обосновании заявления указал на то, что данным Законом во исполнение положений Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" определяется порядок обеспечения деятельности юридических консультаций на территории автономного округа, регламентируются вопросы предоставления бесплатной юридической помощи с целью обеспечения на территории округа доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности. Статьей 10 этого Закона предусмотрено, что закон округа вступает в силу со дня его официального опубликования. Установление такого срока противоречит федеральному законодательству, поскольку в силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее, чем через десять дней после их официального опубликования.

24 ноября 2005 года судом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа постановлено решение об отказе в удовлетворении заявления, которое мотивировано тем, что несмотря на то, что Закон округа N 47-ОкЗ является нормативно-правовым актом, принятым по вопросам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, оспоренная норма закона федеральному закону не противоречит, поскольку содержащееся в Федеральном Законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" положение, согласно которому нормативные акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (п. 5 ст. 8 данного ФЗ), не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов.

В кассационном представлении участвующего в деле прокурора ставиться вопрос об отмене данного решения суда, по мотиву того, что судом неправильно применены нормы материального права. Проверив материалы дела и обсудив доводы представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Обращаясь в суд с заявлением о признании недействующей ст. 10 вышеназванного Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, прокурор, сославшись на положения п. 5 ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", исходил из того, что оспариваемый акт непосредственно затрагивает права и свободы граждан, в связи с чем должен был вступить в силу не ранее чем через десять дней после официального опубликования, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после их введения в действие.

Данная позиция не может быть признана правильной, так как основана на ошибочном толковании положений федерального закона.

В соответствии с п. 5 ст. 8 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных..." Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, то есть Федеральный закон предусматривает специальный порядок вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих непосредственно вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. Защита прав и свобод человека и гражданина как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установлена п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации. При таких обстоятельствах, предусмотренное п. 5 ст. 8 ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ правило о вступлении в силу через десять дней после официального опубликования применимо к тем законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которые приняты органами государственной власти данных субъектов непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, закрепленных п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации.

Оспариваемый закон принят с целью обеспечения на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа доступности для населения юридической помощи (преамбула Закона), и регулирует в соответствие со ст. 7 данного Закона вопросы социальной поддержки по оказанию юридической помощи гражданам Российской Федерации, проживающим (временно пребывающим) на территории автономного округа, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в автономном округе, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины установленные п. "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, а не п. "б" части 1 ст. 72 Конституции РФ.

С учетом изложенного, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ как субъект Российской Федерации вправе был ввести в действие Закон "Об обеспечении деятельности юридических консультаций и предоставления гражданам бесплатной юридической помощи на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа" со дня его официального опубликования, то есть с 29 июня 2005 года, что соответствует требованиям п. 5 ст. 8 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных...". Не противоречит это положение и ст. 54 Устава Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, а также статьи 25 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 24 ноября 2003 года "О нормативных правовых актах Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа".

Несколько иное изложение судом первой инстанции мотивов принятия решения не дает оснований считать вывод по делу ошибочным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила:

решение суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 24 ноября 2005 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения.


Прокурор субъекта РФ обратился с требованием о признании противоречащим федеральному законодательству положения Закона субъекта РФ, регулирующего вопросы предоставления бесплатной юридической помощи населению, на том основании, что порядок вступления в силу оспариваемого акта, непосредственно затрагивающего права и свободы граждан, (со дня официального опубликования) не соответствует правилу о том, что такие нормативные акты должны вступать в силу не ранее чем через десять дней после официального опубликования.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ согласилась с выводом нижестоящей инстанции о том, что установленный порядок вступления в силу оспариваемого Закона не противоречит требованиям федерального законодательства, пояснив следующее.

Действительно, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает специальный порядок вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, регламентирующих непосредственно вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. Такие вопросы как предмет совместного ведения РФ и ее субъекта установлены в п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. В связи с этим правило, установленное Федеральным законом, применимо к тем законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ, которые приняты непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, закрепленных п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. Вместе с тем оспариваемый закон регулирует вопросы социальной поддержки по оказанию юридической помощи гражданам, о чем как о предмете совместного ведения говорится в п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, а не в п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. Поэтому порядок вступления в силу оспариваемого закона соответствует требованиям федерального законодательства.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 апреля 2006 г. N 54-Г06-2


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.