Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июня 2006 г. N 11-Г06-11 Об отказе в признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 марта 2004 г. N 113 "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через р. Каму в г.  Набережные Челны"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июня 2006 г. N 11-Г06-11


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 28 июня 2006 года дело по кассационному представлению участвующего в деле прокурора на решение Верховного суда Республики Татарстан от 5 апреля 2006 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 марта 2004 года N 113 "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через р. Каму в г. Набережные Челны".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против представления представителей Кабинета Министров Республики Татарстан Мансурова Р.Т., и Яруллиной А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., не поддержавшей представление и полагавшей, что решение суда должно быть оставлено без изменения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 марта 2004 года N 113 "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через р. Каму в г. Набережные Челны".

В обоснование требований указал на то, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 года N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации" решение об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог или расположенных на них мостов, путепроводов и тоннелей принимается преимущественно в отношении тех из них, строительство которых только начинается или которые находятся в стадии незавершенного строительства (реконструкции). При этом решение в отношении федеральных автомобильных дорог принимает Правительство Российской Федерации, а в отношении автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 года N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" автомобильная дорога М-7 "Волга" (от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы), проходящая по мосту через реку Кама, отнесена к магистральным федеральным дорогам, у Кабинета Министров Республики Татарстан не было полномочий по принятию решения об эксплуатации данного автодорожного моста на платной основе.

Решением суда от 5 апреля 2006 года в удовлетворении заявления прокурора отказано.

В кассационном представлении участвующий в деле прокурор просит об отмене судебного решения, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 года N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации" признано целесообразным создание и развитие в Российской Федерации сети платных автомобильных дорог общего пользования, имея в виду, что проезд по автомобильной дороге может быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам.

Решение об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог или расположенных на них мостов, путепроводов и тоннелей принимается преимущественно в отношении тех из них, строительство которых только начинается или которые находятся в стадии незавершенного строительства (реконструкции). При этом решение в отношении федеральных автомобильных дорог принимает Правительство Российской Федерации, а в отношении автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 973 правила организации эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, и правила определения стоимости проезда по таким автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 года N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" автомобильная дорога М-7 "Волга" (от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы), отнесена к магистральным федеральным дорогам.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что при введении платного проезда по мосту через р. Кама в г. Набережные Челны требование пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 года N 728 о том, что проезд по автомобильной дороге может быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам, было соблюдено. Возможность бесплатного проезда в том же направлении имеется по мосту через р. Кама в Алексеевском районе Республики Татарстан, что не оспаривается прокурором.

При этом судом установлено, что автодорожный мост через р. Каму в г. Набережные Челны, относящийся к дорожным объектам, не входит в состав федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга" и является государственной собственностью Республики Татарстан.

Данное обстоятельство подтверждено выпиской из Реестра государственной собственности Республики Татарстан, а также представленной в заседании Судебной коллегии копией Свидетельства о государственной регистрации права от 31 мая 2006 года, согласно которой мостовой переход через р. Кама передан Республикой Татарстан в оперативное управление государственному учреждению "Главтатдортранс".

Подобная передача мостового перехода произведена на основании положений пункта 4 статьи 214 ГК РФ, в соответствии с которыми за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (статьи 294, 296 ГК РФ) закрепляется имущество, находящееся именно в государственной собственности.

В этой связи вывод суда о том, что поскольку автодорожный мост находится в собственности Республики Татарстан, Кабинет Министров был вправе принять оспариваемое постановление, следует признать правильным.

Доводы кассационного представления о том, что федеральная автомобильная дорога М-7, частью которой является и мостовой переход через р. Кама, должна относиться исключительно к федеральной собственности, не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда, поскольку разрешение вопроса о законности установления права собственности Республики Татарстан на данный мостовой переход выходит за рамки настоящего спора.

Ссылка в представлении на то, что законченный строительством в 1983 году мост через р. Кама не может быть отнесен к строящимся или находящимся в стадии незавершенного строительства (реконструкции) объектам, а потому решение о его эксплуатации на платной основе не могло быть принято, является необоснованной.

Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 года N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации" решение об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог или расположенных на них мостов, путепроводов и тоннелей принимается преимущественно в отношении тех из них, строительство которых только начинается или которые находятся в стадии незавершенного строительства (реконструкции), что не исключает принятие такого решения и в отношении законченного строительством объекта.

Прочие доводы представления направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом по правилам статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене его решения.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:

решение Верховного суда Республики Татарстан от 5 апреля 2006 года оставить без изменения, а кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июня 2006 г. N 11-Г06-11


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение