Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июня 2006 г. N 11-Г06-12 О признании недействующим и не подлежащим применению Положения о мерах по реализации федерального законодательства в области платы за негативное воздействие на окружающую среду и конкретизации порядка исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в Республике Татарстан, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 февраля 2004 г. N 89

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июня 2006 г. N 11-Г06-12


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан об отмене решения Верховного суда Республики Татарстан от 19 апреля 2006 года, которым удовлетворено заявление прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в силу Положения о мерах по реализации федерального законодательства в области платы за негативное воздействие на окружающую среду и конкретизации порядка исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 26 февраля 2004 года N 89 (в редакции от 14 декабря 2004 года N 530) "О мерах по реализации федерального законодательства в области платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Кабинета Министров Республики Татарстан Сабировой А.М., Бармина В.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшего решение рховного суда Республики Татарстан оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия установила:

Положением "О мерах по реализации федерального законодательства в области платы за негативное воздействие на окружающую среду и конкретизации порядка исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в Республике Татарстан", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 февраля 2004 года N 89 (в редакции от 14 декабря 2004 года N 530) "О мерах по реализации федерального законодательства в области платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлены особенности исчисления платы при выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, при сбросах загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, на рельеф местности, при размещении отходов в Республике Татарстан, особенности исчисления платы при размещении отходов, порядок оформления и согласования расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду и представления отчетности, порядок и сроки внесения платы, контроль за начислением и поступлением платы за негативное воздействие на окружающую среду, права, обязанности и ответственность природопользователей, порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде нарушением природоохранного законодательства, освобождение от оплаты за негативное воздействие на окружающую среду, источники уплаты природопользователями платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению вышеназванного Положения как противоречащего федеральному законодательству, а именно, Федеральному закону Российской Федерации "Об охране окружающей среды", Постановлению Правительства Российской Федерации N 632 от 28 августа 1992 года "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344 "Об утверждении нормативов платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

Указал на необоснованность расширения нормативным правовым актом Республики Татарстан видов воздействия на объекты окружающей среды, за которые может быть предусмотрено начисление платы, установления дополнительного повышающего коэффициента равного 10, установления сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, считая, что разработка и утверждение инструктивно-методических документов по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду возложено на федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации; а также установления дифференицированной ставки платы за загрязнение окружающей природной среды без участия территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Верховным судом Республики Татарстан постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан просит решение Верховного суда Республики Татарстан отменить как постановленное с нарушением норм материального права и направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Отмечает, что при вынесении решения судом проигнорированы Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года, "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", нормами которых установлены общие требования к ведению хозяйственной деятельности, а также обязанность органов субъектов Российской Федерации обеспечивать благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность на соответствующих территориях; правовое регулирование высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан установлено по вопросу отнесенному к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не урегулированному федеральным законодательством.

Кроме того, по мнению Кабинета Министров Республики Татарстан оспариваемый прокурором нормативный правовой акт Республики Татарстан не вторгается в компетенцию федеральных органов, не устанавливает нового правового регулирования, а лишь детализирует в рамках действующих нормативных актов Российской Федерации порядок исчисления платы за загрязнение окружающей среды, а также разъясняет порядок применения установленных Правительством Российской Федерации нормативов платы и использования дифференцированных коэффициентов, учитывающих экологическую ситуацию в Республике Татарстан, является обобщающим документом, в котором для удобства природопользователей были объединены положения как федеральных, так и республиканских законодательных, нормативных правовых актов.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно статьи 5, 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", на которые ссылается в решении суд, разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; установление требований в области охраны окружающей среды; разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды; установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду устанавливается федеральным законодательством Российской Федерации и отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации лишь вправе с участием территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации устанавливать дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации за загрязнение окружающей природной среды на основании базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также осуществлять корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачислять эти средства в счет указанных платежей; по согласованию с уполномоченными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредоносного воздействия").

Учитывая, что в оспариваемом прокурором нормативном правовом акте Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан установлены диффиринцированные ставки платы за загрязнение окружающей среды без участия и согласования с заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями в регулируемой сфере, вывод суда первой инстанции является правильным, соответствующим приведенным выше требованиям федерального законодательства о полномочиях органов власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации в регламентации рассматриваемого вопроса, а решение - законным и обоснованным, постановленным в соответствии с процессуальным правом и на основе материального права, подлежащего применению по данному делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 апреля 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июня 2006 г. N 11-Г06-12


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.