Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 июля 2006 г. N 32-Г06-9 Федеральным законодательством регламентировано право субъектов РФ при формировании ими территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи корректировать федеральные нормативы с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости субъектов РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 12 июля 2006 г. N 32-Г06-9


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Саратовской области об отмене решения Саратовского областного суда от 25 апреля 2006 года, которым постановлено частично удовлетворить заявление прокурора Саратовской области:

признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункты "а", "в" пункта 1.4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области, бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2005 года N 460-П "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год", в части норматива посещения, составляющего 9,099, норматива пациенто-дней, составляющего 0,524 пациенто-дня, в том числе в рамках территориальной программы - 0,460 пациенто-дня, норматива вывозов скорой медицинской помощи, составляющего 0,290 вызова;

признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу таблицы N 1 и N 2 - Приложение N 1 (3. Сводный расчет объемов и стоимости территориальной Программы госгарантий) к Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области, бесплатной медицинской помощи на 2006 год", в части подушевых нормативов финансирования территориальной Программы, установленных на одного жителя в год из средств бюджета, составляющих 1048,68 рублей и 1564,6 рублей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Л.А., объяснения представителя Правительства Саратовской области А.А.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшего оставить без изменения решение суда первой инстанции, Судебная коллегия установила

постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2005 года N 460-П "О программе государственной гарантии оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области, бесплатной медицинской помощи на 2006 год" (в редакции от 22 марта 2006 года) во исполнение Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 461 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год" утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области, бесплатной медицинской помощи на 2006 год, пунктом 1.4 которой предусмотрены объемы медицинской помощи исходя из следующих нормативов:

а) амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе медицинская помощь, предоставляемая в дневных стационарах всех типов. Показатель объема амбулаторно-поликлинической помощи выражается в количестве посещений в расчете на одного человека в год. Норматив посещений составляет 9,099 посещений, в том числе в рамках территориальной Программы ОМС - 8,472 посещения, включая профилактические посещения 0,866.

Показатель объема медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов, выражается в количестве пациенто-дней в расчете на одного человека в год.

Норматив пациенто-дней составляет 0,524 пациенто-дня, в том числе в рамках территориальной Программы - 0,460 пациенто-дня;

б) стационарная помощь.

Показатель объема стационарной помощи выражается в количестве койко-дней в расчете на одного человека в год.

Норматив объема стационарной помощи составляет 2,429 койко-дня, в том числе в рамках Территориальной Программы - 1,960 койко-дней;

в) скорая медицинская помощь.

Показатель объема скорой медицинской помощи выражается в количестве вызовов в расчете на одного человека в год. Норматив вызовов составляет 0,290 вызова.

Пунктом 3 предусмотрен сводный расчет объемов и стоимости территориальной Программы (Приложение N 1 к настоящей Программе).

Прокурор Саратовской области обратился в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующими поименованных выше подпунктов "а" и "в" пункта 1.4, пункта 3 со дня принятия Программы, сославшись на их противоречие федеральному законодательству в области обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации.

По мнению прокурора установленные органами государственной власти Саратовской области нормативы объемов медицинской помощи и нормативы финансирования существенно ухудшают положение социально незащищенных слоев населения, не позволяют получать необходимые объемы гарантированной бесплатной медицинской помощи.

Саратовским областным судом постановлено вышеназванное решение.

В кассационной жалобе Правительство Саратовской области просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, направить дело на новое рассмотрение.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Судебная коллегия находит решение Саратовского областного суда подлежащим отмене по следующему основанию.

Решение суда мотивировано тем, что оспариваемые прокурором нормы ограничивают права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Саратовской области на получение гарантированной медицинской помощи в объеме нормативов медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования на одного жителя области из средств бюджета; органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе уменьшать федеральные нормативы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

В обоснование такого вывода суд сослался на статьи 3, 5, 6, 20 Основ законодательства Российской Федерации от 22 июля 1993 года "Об охране здоровья граждан" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), на статьи 1 и 22 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ), Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 461 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год", статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного ФЗ от 6 октября 1999 г. следует читать как "N 184-ФЗ"


Однако ссылаясь на статью 20 Основ законодательства Российской Федерации от 22 июля 1993 года "Об охране здоровья граждан" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) суд должен был учесть, что Федеральной программой о государственных гарантиях бесплатной медицинской помощи на 2006 год не только определен гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляемой гражданам, но и регламентировано право субъектов Российской Федерации при формировании ими территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи корректировать федеральные нормативы с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости субъектов Российской Федерации.

При этом по смыслу Программы корректировка поименованных выше федеральных нормативов должна осуществляться на основе экономических расчетов, а поэтому вывод суда о занижении региональных нормативов медицинской помощи, и как следствие о нарушении прав граждан на получение гарантированного объема медицинской помощи, сделанный только на основе сравнительного цифрового анализа региональной и федеральной программ без учета экономических расчетов, нельзя считать обоснованным.

Как следует из материалов дела, расчеты обосновывающие корректировку Правительством Саратовской области нормативов Федеральной программы и утверждение нормативов Территориальной программы представлены в суд первой инстанции, имеются в материалах дела, однако судом по правилам статьи 67 ГПК они не оценивались.

Кроме того, ссылаясь на разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, изложенные в Письме от 22 августа 2005 года (в редакции от 24 августа 2005 года) "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год", суд при принятии решения высказал суждение о том, что нормативы объемов медицинской помощи, установленные территориальными программами должны быть не ниже аналогичных нормативов, установленных Федеральной программой государственных гарантий.

Действительно по смыслу пункта 7 Письма, на который ссылается суд в решении, утвержденные федеральные финансовые нормативы являются минимальными, без учета коэффициента удорожания условной единицы бюджетной услуги (районных коэффициентов) и имеют две составляющие: во-первых, норматив стоимости единицы объема медицинской помощи по базовой программе обязательного медицинского страхования, за счет средств ОМС, включающий в себя статьи расходов в соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции от 23 декабря 2004 года) (пункт 6 Письма); во-вторых, норматив стоимости единицы объема медицинской помощи в среднем по программе включающий все виды финансовых расходов медицинских учреждений, направляемых на оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации (пункт 5 Письма).

Вместе с тем указанное обстоятельство само по себе не свидетельствует о неправомерности оспариваемых прокурором нормативов.

Из текста Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 461 усматривается, что "нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи" и "нормативы объемов медицинской помощи" не являются категориями тождественными, а поэтому суду надлежало дать оценку оспариваемым прокурором нормативам в их системной взаимосвязи.

Для правильного разрешения дела необходимо ответить и на вопрос о том, является ли минимальный подушевой норматив затрат по Базовой программе единым для всех субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение для выполнения требований части 2 статьи 56 ГПК РФ, согласно которой суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, выносит обстоятельства на обсуждение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 362, 369 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Саратовского областного суда от 25 апреля 2006 года полностью отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 июля 2006 г. N 32-Г06-9


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение