Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 июля 2006 г. N 4-Г06-28 Наделение законом субъекта РФ городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием, статусом городских, сельских поселений не является изменением границ, преобразованием района и не требует учета мнения населения

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 19 июля 2006 г. N 4-Г06-28


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе П. и М.Л.В. на решение Московского областного суда от 18 мая 2006 года, которым им отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими Законов Московской области "О статусе и границе городского округа Лосино-Петровский" от 29 декабря 2004 года N 200/2004-03 и "О статусе и границах Щелковского муниципального района, вновь образованных в его составе городских и сельских поселений и существующих на территории Щелковского района Московской области муниципальных образований" от 28 февраля 2005 года N 82/2005-03 в части, касающейся микрорайона Заречный.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения П., М.Л.В., их представителя Г.Н.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей Московской областной Думы М.Т.С., Губернатора Московской области Г.Ю.И., Администрации Щелковского муниципального района В. и С., Администрации городского округа Лосино-Петровский М.М.Г., Министерства по делам территориальных образований Московской области Т., возражавших против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Жители микрорайона Заречный (ранее дом отдыха "Монино") П. и М.Л.В. обратились в Московский областной суд с заявлениями о признании недействующими следующих Законов Московской области: "О статусе и границе городского округа Лосино-Петровский" от 29 декабря 2004 года N 200/2004-03 в части исключения микрорайона Заречный (бывшего дома отдыха "Монино") из границ города Лосино-Петровского; "О статусе и границах Щелковского муниципального района, вновь образованных в его составе городских и сельских поселений и существующих на территории Щелковского района Московской области муниципальных образований" от 28 февраля 2005 года N 83Y2005-O3# в части включения микрорайона Заречный в границы деревни Корпуса муниципального образования городское поселение п. Свердловский Щелковского района.

В подтверждение требований указали, что названные законы области противоречит положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправления, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий. Однако это требование закона не было выполнено при принятии оспариваемых положений законов области.

До издания названных законов области границы города Лосино-Петровский, куда входила и территория дома отдыха "Монино", были установлены постановлением Губернатора Московской области от 20 марта 1997 года N 48, Это обстоятельство также подтверждается решением Королевского городского суда от 25 декабря 1998 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 марта 1999 года.

Постановлением главы города Лосино-Петровский от 27 сентября 1999 года N 483 территория дома отдыха "Монино" получила статус микрорайона Заречный.

Только в июле 2005 года заявителям стало известно об оспариваемых законах области после того как жителей микрорайона Заречный включили в списки для голосования по выборам органов муниципальной власти муниципального образования городского поселения Свердловский. Заявители считают, что территория, которая находилась отдельно от города Лосино-Петровского, должна быть соединена частью Щелковского района в единый массив с городом Лосино-Петровский. С этой целью территорию микрорайона Заречный нужно соединить с деревней Корпуса и городом Лосино-Петровский.

Оспариваемыми законами области, по мнению заявителей, нарушены их права и законные интересы. Без согласия жителей микрорайона был изменен городской статус граждан проживающих в микрорайоне Заречный на сельский. Они лишены возможности пользоваться услугами Лосино-Петровской поликлиники. В настоящее время при обращении в администрацию, службы ЖКХ, БТИ они должны тратить значительно больше времени, в то время как ранее было достаточно проехать 10 минут на городском транспорте.

Представители Московской областной Думы, Губернатора Московской области, Администрации Щелковского муниципального района и муниципального образования городского округа Лосино-Петровский с заявленными требованиями не согласились, ссылаясь на то, что оспариваемые законы области не противоречит федеральному законодательству, и не нарушает законных интересов граждан. Границы муниципального образования "Городской округ - Лосино-Петровский" оспариваемыми законами области не были изменены, а впервые были утверждены этими законами. Согласно части 1 статьи 11 ФЗ N 131-ФЗ о принципе целостности территории муниципального образования Микрорайон Заречный, ранее дом отдыха "Монино", не мог быть включен в границы муниципального образования "Городской округ - Лосино-Петровский", поскольку отделен от замкнутой границы города Лосино-Петровский землями Щелковского района.

Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого и направлении дела на новое рассмотрение, просят в кассационной жалобе П. и М.Л.В. Полагают, что суд допустил существенные нарушения норм процессуального права, неправильно применил нормы материального права и определил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражения на кассационную жалобу, не находит оснований к отмене решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что при принятии оспариваемых правовых норм, законодательный орган Московской области осуществил правовое регулирование по вопросу организации местного самоуправления на территории Московской области в соответствии положениями федерального законодательства.

Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые им по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта "б" пункта 1, подпункта "л" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 (с последующими изменениями и дополнениями), в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Оспариваемые заявителями положения законов области приняты во исполнение указанных требований федерального закона и не содержат касающихся микрорайона Заречного.

Судом установлено, что на время опубликования Федерального закона N 131-ФЗ существовали самостоятельные муниципальные образования - "Город Лосино-Петровский Щелковского района Московской области" и "Щелковский район Московской области", границы которых не были установлены и определены в порядке определенном законодательством о местном самоуправлении. Поэтому суд сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемыми законами области границы названных муниципальных образований не изменялись, а утверждались с учетом требований Федерального закона N 131-ФЗ.

Постановлением Губернатора Московской области от 20 марта 1997 года N 48-ПГ "Об утверждении границ города Лосино-Петровского" была установлена территориальная граница (черта) города Лосино-Петровского, а не муниципального образования. В соответствии с описанием границ городской черты города Лосино-Петровский, которое является приложением названному постановлению Губернатора Московской области, дом отдыха "Монино" (микрорайон "Заречный"), площадью 42 га, расположенный на западном берегу реки Клязьма, является отдельной территорией города Лосино-Петровского, не входящей в черту города Лосино-Петровский не прилегает к территории этого города, находится в границах Щелковского района.

Согласно статье# части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ границы муниципальных образований устанавливаются соблюдением установленных в ней требований, в том числе: территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения (пункт 12); территория поселения не может входить в состав территории другого поселения (пункт 13).

При таком положении, суд пришел к правильному выводу, о том, что территория микрорайона Заречный правомерно не была включена в территорию муниципального образования городского округа города Лосино-Петровского.

Законом Московской области N 200\2004-О3 от 29 декабря 2004 года муниципальное образование "город Лосино-Петровский Щелковского района Московской области" было наделено статусом городского округа, утверждена граница городского округа Лосино-Петровского в виде картографического описания. В статье 2 этого же закона области населенным пунктом, находящимся в границе муниципального образования городской округ Лосино-Петровский указан город Лосино-Петровский Щелковского района Московской области. При этом были соблюдены требования Федерального закона N 131-ФЗ регулирующие вопросы наделения муниципального образования статусом городского округа.

Исключение из границ города Лосино-Петровского территории дома отдыха Монино (микрорайон Заречный) и включение этой территории в границы муниципального образования Щелковский район Московской области было согласовано между главами города Лосино-Петровского и Щелковского района (постановления от 7 июля 2004 года, листы дела 111, 117 том 1). Вопрос изменения границ был также согласован с Лосино-Петровским городским советом (решение от 26 мая 2004 года N 14\3) и Советом депутатов Щелковского района Московской области (решение от 22 июня 2004 года N 273\52).

Постановлением Главы Щелковского района от 7 июля 2004 года территория дома отдыха Монино была включена в границы деревни Корпуса Осеевского сельского округа Щелковского района.

Судом установлено, что Законом Московской области от 28 февраля 2005 года N 83/2005-03 муниципальное образование "Щелковский район Московской области" было наделено статусом муниципального района и утверждена его граница в виде картографического описания. В составе Щелковского муниципального района образованы новые муниципальные образования, в том числе городское поселение Свердловский. Определены населенные пункты Щелковского района Московской области, находящиеся в границе городского поселения Свердловский: рабочий поселок Свердловский и деревни Осеевского сельского округа - Корпуса, Митянино, Орловка, Осеево, Савинки

В силу абзаца 2 части 1 статьи 84 Федерального закона N 131-ФЗ наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в законную силу главы 12 "Переходные положения" данного Федерального закона, статусом городских, сельских поселений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона не является изменением границ, преобразованием района.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзаца 2 части 1 статьи 84" следует читать: "абзаца 2 части 3 статьи 84"


С учетом изложенного, суд сделал обоснованный вывод о том, что Законом области N 83\2005-О3 изменения границ или преобразования муниципального образования Щелковский район не было, поэтому положения Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующие порядок установления, изменения, преобразования границ муниципального образования в данном случае не подлежали применению.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд, разрешая дело, должен был исходить из положений статей 12, 13 Федерального закона N 131-ФЗ согласно которым изменение границ поселений осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, а изменение границ муниципального образования осуществляется по инициативе населения, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда. Суд правильно исходил из того, что к сложившимся правоотношениям эти правовые нормы не применимы.

Противоречат материалам дела доводы кассационной жалобы о том, что суд при рассмотрении дела допустил нарушения гражданского процессуального законодательства.

Суд правильно определил существенные обстоятельства для дела и применил нормы процессуального и материального права.

То обстоятельств, что заявители оспаривают в Щелковском городском суде постановления глав муниципальных образований городского округа Лосино-Петровский и Щелковского района, касающиеся вопросов изменения границ города Лосино-Петровский и Щелковского района, не препятствовало суду разрешить вопрос о законности оспариваемых положений законов области на соответствие федеральному законодательству. В связи с этим довод кассационной жалобы о том, что суд обязан был приостановить производство по настоящему делу до разрешения требований заявителей в Щелковском городском суде неоснователен.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно указал в решении, что оспариваемые положения законов области не нарушают социальные, жилищные, избирательные права заявителей, право на осуществление местного самоуправления, поскольку не регулируют эти вопросы.

Не могли служить основанием к удовлетворению требований заявителей их ссылки как решение Королевского городского суда от 25 декабря 1998 года, постановление Губернатора Московской области от 20 марта 1997 года "Об утверждении границ города Лосино-Петровский", постановление Главы города Лосино-Петровский от 27 сентября 1999 года "Об изменении почтового адреса дома отдыха "Монино", так как они не определяли границы муниципальных образований. Судом установлено, что в порядке предусмотренным Законом Московской области N 139\2002-03# от 30 ноября 2002 года "О порядке установления и изменения границ муниципальных образований Московской области" границы муниципальных образований города Лосино-Петровского и Щелковского района не устанавливались.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что заявители являются представителя Комитета общественного самоуправления микрорайона "Заречный", а суд оставил без внимания это обстоятельство не влияет на выводы суда о законности оспариваемых положений закона области. Кроме того, постановлением главы городского округа Лосино-Петровский от 14 марта 2006 года N 78 признаны утратившими силу постановления от 28 октября 1999 года "Об определении территории границ деятельности Комитета территориального общественного самоуправления микрорайона "Заречный" и от 29 октября 1999 года "О регистрации Комитета территориального общественного самоуправления микрорайона "Заречный" г. Лосино-Петровского (том 1 лист дела 133).

Доводы кассационной жалобы, направленные к переоценке выводов суда от отказе в удовлетворении требований, не свидетельствуют о неправильности постановленного судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Московского областного суда от 18 мая 2006 года оставить без изменения, кассационную жалобу П. и М.Л.В. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 июля 2006 г. N 4-Г06-28


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.