Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 июля 2006 г. N 55-Г06-7 Поскольку федеральное законодательство не предоставляет субъектам РФ право наделять органы местного самоуправления государственными полномочиями по созданию уполномоченных в области ветеринарии органов и учреждений с передачей им материальных и финансовых ресурсов, оспариваемые положения Закона субъекта РФ признаны судом недействительными

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 5 июля 2006 г. N 55-Г06-7


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 5 июля 2006 г. гражданское дело по кассационной жалобе Верховного Совета Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 24 октября 2005 г. по делу по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей в части статьи 20(1) Закона Республики Хакасия от 25 ноября 2004 г. N 98 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2005 год".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия установила:

Статьей 20(1) Закона Республики Хакасия от 25 ноября 2004 г. N 98 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2005 год" (в ред. Законов Республики Хакасия от 21.03.2005 N 4-ЗРХ, от 07.07.2005 N 47-ЗРХ, от 07.07.2005 N 48-ЗРХ) установлено, что с 1 января 2005 года государственные полномочия по лечебно-профилактической и лабораторно-диагностической деятельности в области ветеринарии передаются органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, за исключением муниципальных образований г. Абакан, Алтайский район и г. Черногорок, (статья 20(1) введена Законом Республики Хакасия от 21.03.2005 N 4-ЗРХ).

Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании этой нормы противоречащей федеральному законодательству, недействующей части передачи государственных полномочий органам местного самоуправления.

В обоснование своих требований прокурор ссылался на то, что принимая оспариваемое положение, Верховный Совет Республики Хакасия превысил полномочия, предоставленные федеральным законодательством, так как Законом Российской Федерации "О ветеринарии" не предусмотрено создание уполномоченных в области ветеринарии органов на уровне местного самоуправления, а Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предоставляет субъектам Российской Федерации право наделять государственными полномочиями в области ветеринарии органы местного самоуправления с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 24 октября 2005 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Верховный Совет Республики Хакасия просит об отмене указанного решения в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Статья 72 (пункты "б", "н") Конституции Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации защиту прав и свобод человека и гражданина; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду пункты "б" и "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ


Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом вторым статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" (в редакции от 9.05.2005 г. N 45-ФЗ) отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, регулирует ветеринарное законодательство Российской Федерации, которое состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно части второй статьи 3 названного Закона Российской Федерации субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопросы ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Статья 26.3 (пункт 1) Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В предусмотренный пунктом 6 статьи 26.3 Закона перечень вопросов, по решению которых отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации могут наделяться органы местного самоуправления с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов, полномочия, указанные в подпункте 49 пункта 2 настоящей статьи, не включены.

Проанализировав указанные выше нормы Федерального закона, суд пришел к правильному выводу о том, что федеральное законодательство не предоставляет субъектам Российской Федерации право наделять органы местного самоуправления государственными полномочиями в области ветеринарии с передачей материальных и финансовых ресурсов.

Доводы Верховного Совета РХ о том, что оспариваемым положением Закона РХ органам местного самоуправления переданы полномочия не по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а по лечебно-профилактической и лабораторно-диагностической деятельности в области ветеринарии, которые осуществляются органами, фактически находящимися в ведении местного самоуправления, правильно не приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку из анализа норм Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" во взаимосвязи с положениями части второй статьи 1 и пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", определяющими задачи ветеринарии и Государственной ветеринарной службы, можно сделать вывод о том, что подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах..." включает в себя основные полномочия субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, в том числе и по лечебно-профилактической и лабораторно-диагностической деятельности.

Кроме того, как правильно указал суд, согласно пункту 2 статьи 5 Закона РФ "О ветеринарии" система государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя, помимо федеральных органов, в субъектах Российской Федерации - Уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти объектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения. Создание уполномоченных в области ветеринарии органов и учреждений органами местного самоуправления федеральным законодательством не предусмотрено. Не предусматривает создание таких органов и Закон Республики Хакасия от 5 июля 2005 года N 38-ЗРХ "О ветеринарии" (п. 2 ст. 4 Закона).

Вывод суда о том, что, принимая оспариваемые положения ст. 20(1) Закона РХ, Верховный Совет Республики Хакасия вышел за пределы полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в связи, с чем требования прокурора подлежат удовлетворению, основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Ссылки в кассационной жалобе на то, что судом не были исследованы и приняты во внимание доводы представителя Верховного Совета РХ, являются необоснованными. Нарушений судом норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила

решение Верховного Суда Республики Хакасия от 24 октября 2005 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Верховного Совета Республики, Хакасия - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 июля 2006 г. N 55-Г06-7


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение