Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июля 2006 г. N 34-В06-51 Суд отменил решения, принятые по делу, и направил дело о перерасчете пенсии в связи с увеличением оклада на 25% и взыскании суммы невыплаченной пенсии на новое рассмотрение, указав, что хотя приказ, устанавливающий увеличение оклада, признан незаконным со дня издания, т. к. не прошел государственную регистрацию и не был опубликован для всеобщего сведения, это не повлияло на размеры выплат военнослужащим

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 28 июля 2006 г. N 34-В06-51


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Н. к Военному комиссариату Мурманской области о перерасчете пенсии в связи с увеличением оклада на 25% и взыскании суммы невыплаченной пенсии с учетом индексации по надзорной жалобе представителя Н. - С. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 августа 2005 года, которым в удовлетворении иска отказано, и постановление президиума Мурманского областного суда от 19 декабря 2005 года, которым решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:

Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Мурманской области о перерасчете пенсии в связи с увеличением оклада на 25% и взыскании суммы невыплаченной пенсии с учетом индексации за период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года, ссылаясь на то, что приказом Министра обороны РФ от 10 января 1995 года N 20, изданным во исполнение постановления Правительства РФ от 7 декабря 1994 года N 1349 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил" военнослужащим был увеличен размер должностного оклада на 25%, что является основанием для перерасчета пенсии, однако его пенсия была пересчитана лишь с 1 марта 1998 года.

Ответчик иск не признал.

Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 12 августа 2005 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

Постановлением президиума Мурманского областного суда от 19 декабря 2005 года решение суда оставлено без изменения.

В надзорной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить.

Определением Судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2006 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 27 июня 2006 года передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

При рассмотрении дела судебными инстанциями были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года N 1349 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел" Министру обороны Российской Федерации и Министру внутренних дел Российской Федерации предоставлено право устанавливать военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 50% оклада по воинской должности (должностного оклада), а также устанавливать оклады по воинской должности (должностные оклады) с увеличением на 25%.

Во исполнение указанного постановления приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 января 1995 года N 20 оклады по воинской должности за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации увеличены на 25%.

В соответствии с п. "б" ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" от 12 февраля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 1997 года N ГКПИ 97-319 приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 января 1995 года N 20 об увеличении на 25% окладов по воинской должности за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации признан незаконным (недействующим) со дня издания, поскольку не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не был опубликован для всеобщего сведения. В связи с этим, как указал суд в решении, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Однако с подобными выводами Судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Действующее и в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349, изданное в целях приведения уровня материального обеспечения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с уровнем материального обеспечения военнослужащих и сотрудников других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых предусмотрена военная служба, явилось правовым основанием для увеличения должностных окладов военнослужащим на 25%.

Кроме того, хотя приказ от 10 января 1995 г. N 20 признан незаконным (недействующим) со дня издания по тому основанию, что не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не был опубликован для всеобщего сведения, однако это решение не повлияло на размеры выплат военнослужащим.

В связи с чем во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349 Министром обороны РФ 4 февраля 1998 года был издан приказ N 61 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава вооруженных сил Российской Федерации", в котором предусматривалась выплата должностных окладов военнослужащим с увеличением на 25 процентов и в этой связи перерасчет пенсий пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации с 1 марта 1998 года, что тем самым подтверждает обоснованность и правомерность предыдущего приказа от 10 января 1995 года о повышении должностных окладов военнослужащих на 25 процентов.

Таким образом, учитывая, что приказ Министра обороны РФ от 10 января 1995 года N 20 был направлен на улучшение материального положения военнослужащих путем увеличения должностных окладов и, несмотря на его отмену (по формальным основаниям), фактически указанный приказ послужил основанием для увеличения должностных окладов военнослужащим на 25 процентов, пенсии в силу вышеприведенного пункта "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 подлежат перерасчету с 1 января 1995 года. Иное противоречило бы равенству всех перед законом.

Принятие постановления Правительства РФ от 6 апреля 1995 года N 311 "О повышении окладов денежного содержания военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и налоговой полиции, а также работников таможенной системы Российской Федерации", предусматривающее повышение должностных окладов и окладов по воинским званиям с 1 апреля 1995 года в 1,3 раза не означает, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 января 1995 г. N 20, изданным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349, не предусматривалось увеличения должностных окладов военнослужащим на 25 процентов, повлекшее перерасчет пенсии.

Повышение должностных окладов приказом Министра обороны РФ от 10 января 1995 г. N 20 осуществлено посредством делегирования ему постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1349 таких полномочий.

При таких обстоятельствах имеются основания для перерасчета пенсии пенсионерам Министерства обороны РФ с 1 января 1995 года с учетом увеличения должностного оклада на 25 процентов.

На этом основании решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 августа 2005 года и постановление президиума Мурманского областного суда от 19 декабря 2005 года нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и проверить доводы истца о недополучении им пенсии.

Руководствуясь ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 августа 2005 года и постановление президиума Мурманского областного суда от 19 декабря 2005 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июля

2006 г. N 34-В06-51


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.