Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2006 г. N 82-Г06-3 Наличие в законе субъекта РФ нормы о согласовании размещения объектов игорного бизнеса в местах, не запрещенных Положением о лицензировании, не относится к вопросу лицензирования данного вида деятельности, а потому не противоречит федеральному законодательству, регулирующему этот вид правоотношений

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 13 сентября 2006 г. N 82-Г06-3


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 13 сентября 2006 г. гражданское дело по кассационной жалобе Курганской областной Думы и Администрации (Правительства) Курганской области на решение Курганского областного суда от 30 июня 2006 г., которым удовлетворено заявление ООО "Джекпот" о признании недействующими статей 2, 3, части 1 статьи 4 Закона Курганской области от 30 декабря 2005 г. N 105 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Курганской области".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя Курганской областной Думы Ш., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителей заявителя Г., С.Е.И., полагавших решение суда законным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ С.Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

30.12.2005 г. Курганская областная Дума приняла Закон Курганской области N 105 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Курганской области".

Данный Закон области опубликован 30 января 2006 г. в областной общественно-политической газете "Новый мир", выпуск N 3 и вступил в силу 09.02.2006 г.

В статье 2 Закона Курганской области N 105 от 30 декабря 2005 г. "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Курганской области" указаны общие требования к размещению объектов игорного бизнеса на территории Курганской области. Согласно этой нормы областного Закона объекты игорного бизнеса могут быть размещены только в нежилых отдельных помещениях, имеющих отдельный вход. Запрещено размещать объекты игорного бизнеса на остановках общественного транспорта; в нежилых помещениях, расположенных в жилых домах; на расстоянии 100 метров от зданий, в которых располагаются образовательные и медицинские учреждения, работающие с несовершеннолетними, а также в зданиях и помещениях, в которых располагаются указанные учреждения; на территориях и в помещениях вокзалов и аэропортов, домов отдыха, санаториев, пансионатов; в помещениях, в которых располагаются органы государственной власти, государственные организации, в помещениях, являющихся государственной или муниципальной собственностью, собственностью общественных объединений, в том числе профсоюзных организаций; в библиотеках, кинотеатрах, театрах, галереях и выставочных залах; в производственных помещениях, в помещениях, в которых располагаются торговые предприятия, рынки, организации почтовой связи, банковские организации; внутри зданий, сооружений, если при этом уменьшаются размеры путей эвакуации и эвакуационных выходов.

Статьей 3 указанного Закона предусмотрен порядок согласования размещения объектов игорного бизнеса. Организаторы игорного бизнеса и организаторы тотализатора обязаны согласовать размещение объектов игорного бизнеса с уполномоченным Администрацией (Правительством) Курганской области органом исполнительной власти Курганской области, кроме случаев, когда государственные полномочия Курганской области по согласованию размещения объектов игорного бизнеса переданы органам местного самоуправления.

Частью 1 статьи 4 Закона предусмотрено, что организаторы игорного заведения и организаторы тотализатора согласовывают размещение объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления муниципальных образований - городских округов, городских и сельских поселений Курганской области, на территории которых расположены объекты игорного бизнеса, в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Общество с ограниченной ответственностью "Джекпот" (далее общество) обратилось в суд с заявлением о признании статьи 2, статьи 3 и части 1 статьи 4 областного Закона недействующими, ссылаясь на то, что Курганская областная Дума приняла данный областной Закон с превышением своих полномочий. Поскольку общество осуществляет предпринимательскую деятельность на территории области по организации азартных игр, права общества оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются.

Решением Курганского областного суда от 30 июня 2006 г. заявление ООО "Джекпот" удовлетворено в полном объеме.

В кассационных жалобах Курганской областной Думы и Администрации (Правительства) Курганской области поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.

Как следует из материалов дела, статьей 2 оспариваемого закона Курганской области установлены требования к размещению объектов игорного бизнеса на территории Курганской области.

В соответствии со статьями 3 и 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности являются основными принципами осуществления лицензирования.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перечень работ и услуг при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино), деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) в силу пункта 2 статьи 17 названного выше Федерального закона устанавливается Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 525 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, подпунктом б) пункта 4 которого запрещено размещение тотализаторов и игорных заведений в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность. Иных запретов на размещение тотализаторов и игорных заведений данное Положение не содержит.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что вопрос размещения объектов игорного бизнеса федеральным законодательством разрешен, и субъект Российской Федерации, не наделенный федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правом регулировать отношения в сфере лицензирования данного вида деятельности, не мог принять закон о запрете осуществления этой деятельности лицами, имеющими федеральную лицензию, в местах, не запрещенных федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений урегулированные его подпунктом б) вопросы размещения объектов игорного бизнеса являются ничем иным как лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.

В связи с этим довод кассационных жалоб о том, что ст. 2 оспариваемого Закона вопросы лицензирования деятельности по организации игорного бизнеса не регулирует, а регулирует правоотношения по размещению объектов игорного бизнеса, является несостоятельным.

С учетом изложенного решение суда в части признания противоречащей федеральному законодательству статьи 2 Закона Курганской области от 30 декабря 2005 г. N 105 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Курганской области" является законным и оснований для его отмены в указанной части не имеется.

Доводы кассационных жалоб в этой части по существу сводятся к нарушению судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по указанным выше основаниям.

Что касается решения суда о признании недействующими статьи 3 и п. 1 статьи 4 (ошибочно указано в решении часть 1) оспариваемого Закона, то оно в этой части подлежит отмене.

Данные нормы, как следует из решения суда, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими по тем же основаниям, что и статья 2 оспариваемого Закона.

Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона Курганской области "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Курганской области" организаторы игорного заведения и организаторы тотализатора согласовывают размещение объектов игорного бизнеса в соответствии с требованиями настоящего Закона с уполномоченным Администрацией (Правительством) Курганской области органом исполнительной власти Курганской области, кроме случаев, когда государственные полномочия Курганской области по согласованию размещения объектов игорного бизнеса переданы органам местного самоуправления.

Из содержания заявления ООО "Джекпот" и протокола судебного заседания видно, что ст. 3 этого Закона оспаривается по существу именно в этой части. На несоответствие других положений данной статьи федеральному законодательству заявитель не ссылался и доводов в обоснование их противоречия федеральному законодательству не приводил.

Не проверялись они в связи с этим и судом.

С учетом изложенного Судебная коллегия также проверяет статью 3 оспариваемого Закона лишь в части, касающейся необходимости согласования размещения объектов игорного бизнеса на территории Курганской области с указанными в п. 1 ст. 3 органами.

В соответствии с п. 1 ст. 4 данного Закона органы местного самоуправления муниципальных образований - городских округов, городских и сельских поселений Курганской области наделяются государственными полномочиями Курганской области по согласованию объектов игорного бизнеса.

Организаторы игорного заведения и организаторы тотализатора согласовывают размещение объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления муниципальных образований - городских округов, городских и сельских поселений Курганской области, на территории которого расположены объекты игорного бизнеса, в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Не соглашаясь с выводом суда о признании недействующими ст. 3 (по существу п. 1 ст. З), п. 1 ст. 4 Закона области Судебная коллегия исходит из того, что такое согласование, осуществление которого предписано в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, не может рассматриваться как противоречащее федеральному закону.

Указанное согласование означает, после получения лицензии, проверку выполнения установленных федеральными законами, настоящим Законом и иными Законами Курганской области требований при размещении объекта игорного бизнеса в том помещении, в котором организация или индивидуальный предприниматель предполагают разместить указанный объект.

При этом Судебная коллегия полагает, что разрешение на осуществление игровой деятельности в местах, не запрещенных Положением о лицензировании, не носит безусловного характера.

Судебная коллегия допускает при согласовании мест размещения объектов игорного бизнеса с уполномоченным органом исполнительной власти, либо органами местного самоуправления обнаружение таких обстоятельств, которые могут исключать осуществление данного вида деятельности и в тех местах, где ее осуществление не запрещено. Таковыми могут быть, например, обстоятельства, создающие угрозу жизни, здоровью и нравственности граждан, их и организаций имуществу, а также другие обстоятельства, нарушающие права и свободы граждан и организаций.

В таких случаях лицо, которому созданы препятствия в осуществлении лицензионной деятельности, вправе разрешить спор в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах нет оснований считать, что согласование размещения объектов игорного бизнеса в местах, не запрещенных Положением о лицензировании, относится к вопросу лицензирования данного вида деятельности, а потому противоречит федеральному законодательству, регулирующему этот вид правоотношений.

Вывод суда о незаконности оспоренных положений статей 3 и 4 Закона Курганской области основан на неверном толковании норм материального права, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе ООО "Джекпот" в удовлетворении заявления в этой части.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

решение Курганского областного суда от 30 июня 2006 г. в части признания недействующими статей 3 и п. 1 статьи 4 Закона Курганской области от 30 декабря 2005 г. N 105 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Курганской области" отменить. Принять в этой части новое решение, которым ООО "Джекпот" в удовлетворении заявления отказать.

В остальной части решение Курганского областного суда от 30 июня 2006 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы Курганской областной Думы и Администрации (Правительства) Курганской области - без удовлетворения.


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила судебный акт нижестоящей инстанции в той части, в которой было удовлетворено требование общества о признании недействующими положений Закона субъекта РФ, устанавливающих порядок согласования размещения объектов игорного бизнеса с региональными органами государственной власти, либо с органами местного самоуправления.

Не согласившись с выводом суда о признании недействующими указанных положений, Судебная коллегия исходила из того, что такое согласование не может рассматриваться как противоречащее федеральному закону. Указанное согласование означает проверку выполнения установленных федеральным и региональным законодательством требований при размещении объекта игорного бизнеса в том помещении, в котором организация или индивидуальный предприниматель предполагают разместить указанный объект. При этом разрешение на осуществление игровой деятельности в местах, не запрещенных Положением о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 525, не носит безусловный характер. Судебная коллегия допускает при согласовании мест размещения объектов игорного бизнеса с уполномоченным органом исполнительной власти, либо органами местного самоуправления обнаружение таких обстоятельств, которые могут исключать осуществление данного вида деятельности и в тех местах, где ее осуществление не запрещено. Таковыми могут быть, например, обстоятельства, создающие угрозу жизни, здоровью и нравственности граждан, их имуществу, а также другие обстоятельства, нарушающие права и свободы граждан и организаций. В таких случаях лицо, которому созданы препятствия в осуществлении лицензионной деятельности, вправе разрешить спор в установленном законом порядке. При таких обстоятельствах нет оснований считать, что согласование размещения объектов игорного бизнеса в местах, не запрещенных Положением о лицензировании, относится к вопросу лицензирования данного вида деятельности, а потому противоречит федеральному законодательству, регулирующему этот вид правоотношений.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2006 г. N 82-Г06-3


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.