Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 сентября 2006 г. N 25-Г06-9 Суд отказал в признании постановления избирательной комиссии субъекта РФ незаконным, так как информационные материалы были размещены политической партией на рекламных конструкциях еще до выдвижения избирательным объединением списка кандидатов в депутаты, а содержание размещенной на щитах информации не имеет агитационного характера в отношении партии, и ее нельзя расценивать как предвыборную агитацию

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 26 сентября 2006 г. N 25-Г06-9


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 26 сентября 2006 г. гражданское дело по кассационной жалобе избирательного объединения "Астраханское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Астраханского областного суда от 1 сентября 2006 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя Астраханского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" К.А.Е., представителя Избирательной комиссии Астраханской области К.С.В., объяснения представителей Всероссийской политической партии "Единая Россия" Астраханское региональное отделение О. и Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия установила:

Избирательное объединение "Астраханское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратилось в суд с заявлением о признании постановления избирательной комиссии Астраханской области от 18.08.06 г. N 34/841-3 незаконным, указав, что оспариваемым постановлением необоснованно отказано в признании агитационным информационного материала, размещенного избирательным объединением "Единая Россия" на рекламных конструкциях и привлечении к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о выборах.

Как указал заявитель, в силу ст. 49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" агитационный период для избирательного объединения "Единая Россия" начинается с 2 августа 2006 г., когда политическая партия "Единая Россия" представила в избирательную комиссию Астраханской области письменное уведомление о выдвижении единого списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Астраханской области.

Однако, начиная с августа 2006 г. на рекламных конструкциях размещены материалы с информацией о проектах политической партии "Единая Россия" с указанием символики партии, словосочетания "Во имя людей и любимой земли", с изображением детей, что является нарушением положений, содержащихся в статье 48 (пп. "г", "е" п. 2, п. 6) Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статье 65 Закона Астраханской области "О выборах депутатов Государственной Думы Астраханской области".

Указанные информационные материалы, содержащие, по мнению заявителя, признаки предвыборной агитации, в нарушение положений статьи 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 71 Закона Астраханской области "О выборах депутатов Государственной Думы Астраханской области" изготовлены без представления агитационных материалов до начала их распространения в соответствующую избирательную комиссию, а также без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда.

В судебном заседании заявитель уточнил требования и просил отменить оспариваемое постановление по указанным выше основаниям и установить факт нарушения избирательным объединением "Астраханское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" условий рекламы в период избирательной кампании.

Представитель Избирательной комиссии Астраханской области требования не признал, просил в удовлетворении заявления отказать по основаниям отсутствия нарушений избирательного права.

Представители избирательного объединения "Астраханское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" требования не признали, просили в их удовлетворении отказать по основаниям отсутствия нарушений избирательного права.

Решением Астраханского областного суда от 1 сентября 2006 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе избирательного объединения "Астраханское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ (с последующими изменениями) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" агитационными материалами признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании.

Согласно пункту 4 данной статьи предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Как видно из материалов дела и установлено судом, Постановление Государственной Думы Астраханской области от 29.06.2006 г. N 247/6 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Астраханской области четвертого созыва" было опубликовано 4 июля 2006 года в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области N 29.

Астраханское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" приобрело статус избирательного объединения 2 августа 2006 г., уведомив избирательную комиссию Астраханской области о выдвижении списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Астраханской области четвертого созыва и соответственно в силу пункта 1 статьи 49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 1 статьи 66 Закона Астраханской области от 06.06.2006 г. N 24/2006-ОЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Астраханской области" со 2 августа текущего года для избирательного объединения Астраханское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" начался агитационный период.

Информационные материалы, законность использования которых в период избирательной кампании оспаривается избирательным объединением "Астраханское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", были размещены Всероссийской политической партией "Единая Россия" до 2 августа 2006 г., т.е. до дня уведомления избирательным объединением АРО ВПП "Единая Россия" Избирательной комиссии Астраханской области о выдвижении списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Астраханской области четвертого созыва, что подтверждается договором аренды от 1 июля 2006 г. N 068/6, заключенным Астраханским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия", пунктом 2.1.1 которого определено, что право пользования рекламными конструкциями переходит к Заказчику с момента вступления в силу Договора, то есть с момента его подписания (пункт 8.1 Договора).

Согласно договору аренды, указанные в заявлении избирательного объединения "Астраханское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" конструкции находятся в пользовании Астраханского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" как у структурного подразделения ВПП "Единая Россия" с 1 июля 2006 г. по 31 декабря 2006 г., данное имущество является движимым имуществом избирательного объединения АРО ВПП "Единая Россия", на использование которого распространяется действие пункта 6 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 30 Закона Астраханской области "О выборах депутатов Государственной Думы Астраханской области", предоставляющие право использования такого имущества без оплаты из соответствующего избирательного фонда.

Поскольку указанные выше информационные материалы были размещены Всероссийской политической партией "Единая Россия" с целью привлечения общественного внимания к социальной проблеме - реализации Правительством Российской Федерации национальных проектов (распоряжение Правительства РФ от 14 ноября 2005 г. N 1926-р "Об утверждении плана подготовки первоочередных актов по реализации приоритетных национальных проектов") до начала избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Астраханской области четвертого созыва, суд правильно исходил из того, что оснований считать, что если ранее при размещении указанных щитов партией преследовалась цель привлечения общественного внимания к национальным проектам, то их наличие и в период избирательной кампании следует расценивать, как предвыборную агитацию с целью сформировать у избирателей положительное отношение к избирательному объединению и его кандидатам в депутаты не имеется.

Более того, содержание размещенной на щитах информации свидетельствует о том, что она не носит агитационного характера в отношении партии "Единая Россия".

С учетом того, что размешенную на щитах информацию по своему содержанию нельзя расценивать как предвыборную агитацию, суд правильно указал, что не нашли подтверждения в судебном заседании и доводы заявителя о нарушении положений, содержащихся в статье 48 (пп. "г", "е" п. 2, п. 6) Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статье 65 Закона Астраханской области "О выборах депутатов Государственной Думы Астраханской области".

Доводы заявителя о том, что оплата размещения оспариваемых информационных материалов должна быть произведена из избирательного фонда избирательного объединения "Астраханское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" обоснованно признаны несостоятельными, т.к. в соответствии с условиями договора аренды от 1 июля 2006 г. N 068/6, заключенного Астраханским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" для размещения материалов, право пользования переходит к Заказчику с момента вступления в силу Договора, то есть с момента его подписания (пункт 8.1 Договора), что имело место 1 июля 2006 г.

Учитывая, что данное имущество находилось в пользовании Астраханского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы Астраханской области четвертого созыва, на его использование, как обоснованно указал суд, распространяется действие пункта 6 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предоставляющего право использования такого имущества, не содержащего признаков агитации, без оплаты из средств соответствующего избирательного фонда.

Является правильным и вывод суда о том, что не нашли подтверждения в судебном заседании и доводы заявителя об использовании избирательным объединением при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.

Доводы заявителя об отмене постановления избирательной комиссии по основаниям необоснованности отказа в привлечении к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о выборах правильно признаны несостоятельными, поскольку данные требования рассматриваются и разрешаются в ином судебном порядке.

Требования заявителя об установлении факта нарушения избирательным объединением "Астраханское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" в ходе избирательной кампании условий рекламы иной, не связанной с выборами, деятельности, как правильно указал суд, не подлежат удовлетворению по тем основаниям, что данные требования не были предметом рассмотрения в избирательной комиссии Астраханской области, решение комиссией по данному вопросу не принималось.

Вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Довод кассационной жалобы о том, что информационный материал, помещенный на рекламные конструкции, содержит признаки предвыборной агитации, проверялся судом и обоснованно признан несостоятельным.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что указанные выше материалы являются рекламой иной деятельности, в связи с чем оспариваемое постановление избирательной комиссии подлежит отмене, необоснованно, поскольку, как указывалось выше, заявитель просил признать этот материал агитационным и лишь данные требования являлись предметом рассмотрения избирательной комиссии.

Другие доводы кассационной жалобы по существу сводятся к иной оценке доказательств, которым судом дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Нормы материального права также судом применены правильно.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

решение Астраханского областного суда от 1 сентября 2006 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу избирательного объединения "Астраханское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 сентября 2006 г. N 25-Г06-9


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение