Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2006 г. N 56-Г06-28 Субъект РФ, устанавливая порядок и условия предоставления гражданам стационарного социального обслуживания, не может их реализовывать за счет снижения уровня социальных гарантий для лиц пожилого возраста и инвалидов в сравнении с ранее действовавшим уровнем, предусмотренным федеральным законодательством

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 4 октября 2006 г. N 56-Г06-28


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 4 октября 2006 г. гражданское дело по кассационной жалобе Губернатора Приморского края на решение Приморского краевого суда от 28 июля 2006 г., которым удовлетворено заявление прокурора Приморского края о признании недействующим пункта 3.1 Порядка и условий предоставления бесплатного, а также на условиях полной или частичной оплаты, надомного, полустационарного и стационарного обслуживания на территории Приморского края, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края от 18 февраля 2005 г. N 46-пг (в редакции постановления N 23-пг от 3 марта 2006 г.) в части, предусматривающей взимание платы за стационарное обслуживания# с ежемесячной денежной выплаты.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя Губернатора Приморского края Щ., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия установила:

И.о. прокурора Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 3.1 Порядка и условий предоставления бесплатного, а также на условиях полной или частичной оплаты, надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания на территории Приморского края, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края N 46-пг от 18 февраля 2005 г. (в редакции постановления Губернатора Приморского края N 23-пг от 3 марта 2006 г.) в части, предусматривающей взимание платы за стационарное обслуживание с ежемесячной денежной выплаты.

В заявлении указано, что названным постановлением Губернатора Приморского края утвержден Порядок и условия предоставления бесплатного, а также на условиях полной или частичной оплаты, надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания на территории Приморского края. В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края, стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов государственными стационарными учреждениями социального обслуживания осуществляется за плату, которая вносится ежемесячно. Размер платы за стационарное обслуживание составляет не более 75 процентов суммы пенсии и ежемесячных денежных выплат, предусмотренных соответственно федеральным и краевым законодательством, проживающего в стационарном учреждении пенсионера или инвалида.

Установление возможности взимания платы за стационарное обслуживание с ежемесячной денежной выплаты противоречит пункту 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральному закону от 2 августа 1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ, которыми предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия и гарантии, ранее предоставлявшиеся соответствующей категории граждан.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания не мог превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Оспариваемым положением нормативного правового акта Приморского края плата за стационарное обслуживание установлена в сумме не более 75 процентов пенсии и ежемесячных денежных выплат, получаемых инвалидами и пенсионерами согласно федеральному и краевому законодательству в то время, как до принятия оспариваемого Порядка за стационарное обслуживание пенсионеры и инвалиды уплачивали до 75 процентов пенсии, в полном объеме сохраняя при этом право на получение всех иных предусмотренных законом видов социальных выплат и льгот, предусмотренных в натуральной форме.

Установление платы за стационарное обслуживание гражданам пожилого возраста и инвалидам в размере 75 процентов от ежемесячных выплат, предоставляемых в качестве мер социальной поддержки снижает уровень социальных гарантий вышеназванных лиц, установленных ранее принятыми законами, поэтому нарушает права и законные интересы указанной категории граждан.

Представитель администрации Приморского края в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления, указывая на то, что пункт 3.1 Порядка и условий предоставления бесплатного, а также на условиях полной или частичной оплаты, надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания на территории Приморского края, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края N 46-пг от 18 февраля 2005 г. (в редакции постановления N 23-пг от 3 марта 2006 г.) в части предусматривающей взимание платы за стационарное обслуживание с ежемесячной денежной выплаты принят в соответствии с законом, в пределах предоставленной компетенции, не противоречит пункту 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ, не снижает уровень социальных гарантий, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, так как они предоставляются согласно Перечню гарантированных государством социальных услуг, утвержденных постановлением Губернатора Приморского края от 14 февраля 2005 г. N 39-пг.

Все условия оплаты предоставления социальных услуг, а также стационарного обслуживания, указанные в постановлении, соответствуют нормам, ранее установленным Правительством Российской Федерации и не ухудшают положение пенсионеров.

Кроме того, в настоящее время затраты краевого бюджета на содержание гражданина в стационарном учреждении значительно превышают размер платы пенсионера и инвалида за стационарное обслуживание, установленной постановлением.

Считает, что оспариваемое положение нормативного правового акта Приморского края не противоречит Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Гарантированный перечень услуг, предоставляемых в стационаре лицам пожилого возраста и инвалидам, в связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта не изменился.

Решением Приморского краевого суда от 28 июля 2006 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Губернатора Приморского края поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", следует, что настоящий закон принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, нормы этого закона не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

Пунктом 2 статьи 153 названного Федерального закона предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплат (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г., при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Как видно из материалов дела и установлено судом, до 31 декабря 2004 г. во исполнение Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" на территории Российской Федерации применялось положение части 2 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", согласно которой размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном по рядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

В пункте 13 Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 35 от 17 мая 2002 г., указано, что в разделе договора "Сумма платы по Договору и порядок ее внесения" указывается конкретный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, определяемый с учетом пункта 12 настоящего Положения, который не может превышать 75 процентов установленного размера пенсии гражданина, форма расчетов по договору по выбору гражданина на основании его заявления (в кассу учреждения или путем безналичного перечисления). Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание устанавливается на основании справки о размере пенсии, выдаваемой органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Таким образом, размер ежемесячной платы для граждан пожилого возраста и инвалидов за стационарное обслуживание ранее действующим законодательством не превышал 75 процентов установленной им пенсии.

Действительно с изменением статьи 24 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" установление порядка и условий предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с этим постановлением Губернатора Приморского края N 46-пг от 18 февраля 2005 г. (в редакции постановления N 82-пг от 13 апреля 2005 г., N 23-пг от 3 марта 2006 г.) утвержден Порядок и условия предоставления бесплатного, а также на условиях полной или частичной оплаты, надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания на территории Приморского края. В пункте 3.1 Порядка, в частности, предусматривается, что размер платы за стационарное обслуживание составляет не более 75 процентов суммы пенсии и ежемесячных денежных выплат, предусмотренных соответственно федеральным и краевым законодательством, проживающего в стационарное учреждении пенсионера или инвалида.

Суд пришел к правильному выводу о том, что установление платы за стационарное обслуживание с ежемесячных денежных выплат произведено с нарушением требований вышеназванных норм закона.

При этом суд обоснованно исходил из того, что при установлении платы за стационарное обслуживание в сумме не более 15 процентов пенсии и ежемесячных денежных выплат необоснованно не принято во внимание, что граждане пожилого возраста и инвалиды, пользовавшиеся таким видом социальной услуги, как стационарное обслуживание, до принятия оспариваемого Порядка уплачивали за него до 15 процентов пенсии, в полном объеме сохраняя при этом право на получение всех иных, предусмотренных законом видов социальных выплат и льгот, предоставлявшихся в натуральной форме.

Установление оспариваемой нормой платы в размере 75 процентов и от ежемесячных денежных выплат, предоставляемых в качестве мер социальной поддержки, то есть тех же социальных выплат и компенсаций, заменивших натуральные льготы, не может расцениваться иначе, как снижение уровня социальных гарантий и нарушение условий, предусмотренных федеральным законом.

Ссылка представителя администрации Приморского края на то, что оспариваемая норма не противоречит Федеральному закону от 22 августа 2004 N 122-ФЗ, не снижает уровня социальных гарантий в части предоставления социальных услуг пенсионерам и инвалидам, правильно признана несостоятельной, поскольку до принятия оспариваемого Порядка инвалиды и пенсионеры уплачивали за стационарное обслуживание до 75 процентов пенсии, сохраняя все иные виды социальных выплат, установленные законом.

Утверждение представителя администрации Приморского края о том, что затраты краевого бюджета на содержание гражданина в стационарном учреждении социального обслуживания значительно превышают его личный вклад, как обоснованно указал суд, также не может свидетельствовать о законности пункта 3.1 Порядка и условий предоставления бесплатного, а также на условиях полной или частичной оплаты, надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания на территории Приморского края в части предусматривающей взимание платы за стационарное обслуживание с ежемесячной денежной выплаты, поскольку Федеральным законом предусмотрено, что при принятии нормативных правовых актов органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны соблюдать принцип сохранения гарантий, ранее предоставлявшихся в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданам, нуждающимся в социальной защите. Данный принцип при принятии оспариваемого нормативного правового акта был нарушен. В связи с чем, пункт 3.1 Порядка в части взимания платы за стационарное обслуживание, в том числе и с ежемесячной денежной выплаты нельзя признать законным.

Вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Ссылка в кассационной жалобе на Перечень гарантированных государством социальных услуг, утвержденных постановлением Губернатора Приморского края от 14 февраля 2005 г. N 39-пг, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку и ранее указанная категория лиц получала эти услуги.

Кроме того, Судебная коллегия исходит из того, что субъект РФ, устанавливая порядок и условия предоставления гражданам стационарного социального обслуживания, не может их реализовывать за счет снижения уровня социальных гарантий для лиц пожилого возраста и инвалидов, в сравнении с ранее действовавшим уровнем, предусмотренным федеральным законодательством.

Другие доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, проверялись судом и по изложенным в решении суда основаниям, правильно признаны несостоятельными.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

решение Приморского краевого суда от 28 июля 2006 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Губернатора Приморского края - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2006 г. N 56-Г06-28


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.