Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2006 г. N 58-Г06-37 Суд признал недействующим постановление правительства субъекта РФ, устанавливающее субвенции на возмещение разницы в тарифах на электрическую энергию в зонах децентрализованного энергоснабжения и порядок их предоставления бюджетам муниципальных районов, в связи с нарушением норм бюджетного законодательства и законодательства РФ о местном самоуправлении

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 18 октября 2006 г. N 58-Г06-37


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании недействующим постановления Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 года N 67-пр "Об утверждении Правил предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов на возмещение разницы в тарифах на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению в зонах децентрализованного энергоснабжения в 2006 году"

по кассационной жалобе Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 7 августа 2006 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 года N 67-пр "Об утверждении Правил предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов на возмещение разницы в тарифах на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению в зонах децентрализованного энергоснабжения в 2006 году", ссылаясь на то, что оспариваемое постановление устанавливает порядок расходования краевых бюджетных средств на цели, не предусмотренные в Законе края "О краевом бюджете на 2006 год", порождает новые бюджетные обязательства, принято с превышение полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ.

Решением Хабаровского краевого суда от 7 августа 2006 года постановлено: признать недействующим, противоречащим федеральному законодательству постановление Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 года N 67-пр "Об утверждении Правил предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов на возмещение разницы в тарифах на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению в зонах децентрализованного энергоснабжения в 2006 году" с момента вступления решения в законную силу.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Пунктом 1 Постановления N 67-пр "Об утверждении Правил предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов на возмещение разницы в тарифах на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению в зонах децентрализованного энергоснабжения в 2006 году" установлено, что возмещение разницы в тарифах на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, производится из краевого бюджета.

Пунктом 2 Постановления утверждены "Правила предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов на возмещение разницы в тарифах на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению в зонах децентрализованного энергоснабжения в 2006 году".

П. 1.5 Правил устанавливает, что выделение субвенций производится в пределах общей суммы средств, утвержденной законом о краевом бюджете на очередной финансовый год.

П. 1.1 Правил распространяет их действие на 2006 год.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субвенций из бюджета субъектов Российской Федерации допускается в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъекта РФ.

Нормами ст. 140 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий производится из регионального фонда компенсаций. Субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Анализ норм оспариваемого постановления свидетельствует о том, что оно регулирует бюджетные отношения, т.к. установлен порядок межбюджетных отношений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований края.

Нормы постановления предусматривают предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов.

Между тем, субвенции из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов на возмещение разницы в тарифах на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению в зонах децентрализованного энергоснабжения в 2006 году, законами края не утверждены.

Доводы правительства Хабаровского края об утверждении названных расходов Законом "О краевом бюджете на 2006 год" (приложение N 3) нельзя признать состоятельными, поскольку предоставление субвенций на указанные цели в нарушении принципа полноты отражения доходов и расходов бюджетов, установленного ст. 32 Бюджетного кодекса РФ не отражены в бюджетной классификации.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемое постановление устанавливает порядок расходования краевых бюджетных средств на цели, не предусмотренные в Законе края "О краевом бюджете на 2006 год", и принято с превышением полномочий, сделан правильно.

В соответствии с п. 55 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов относится установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам. Одним из принципов государственного регулирования тарифов является обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии (ст. 4 ФЗ от 14.04.1995 N 41-ФЗ).

Следовательно, правильным является вывод суда о том, что возмещение разницы в тарифах на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению, является государственным полномочием субъекта РФ и не относится к вопросам местного значения муниципальных районов.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации в силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" осуществляется только законами субъектов Российской Федерации, но не иными нормативными правовыми актами.

Нормами п. 3 постановления Правительства возложено на министерство финансов края контроль за исполнением настоящего постановления. Контроль органами государственной власти в отношении органов местного самоуправления может осуществляться только в случае передачи отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

При таких обстоятельствах при утверждении правительством субвенций на возмещение разницы в тарифах на электрическую энергию в зонах децентрализованного энергоснабжения в 2006 году и порядка их предоставления бюджетам муниципальных районов нарушены нормы бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации, гарантирующего право на местное самоуправление, а потому суд обоснованно признал в полном объеме постановление Правительства края от 06.05.2006 N 67-пр недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда.

Материалы дела исследованы судом с достаточной полнотой.

Суд проанализировал нормы правовых актов и правильно сопоставил предмет регулирования, сферу действия оспариваемого акта и федерального законодательства.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не имеется.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Хабаровского краевого суда от 7 августа 2006 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2006 г. N 58-Г06-37


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.