Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2006 г. N 60-Г06-18 Тарифные межразрядные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций, финансируемых из бюджета субъекта РФ, не могут превышать размеры коэффициентов, установленных Правительством РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 25 октября 2006 г. N 60-Г06-18


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 25 октября 2006 г. дело по заявлению прокурора Камчатской области в интересах Российской Федерации о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению приложения к Закону Камчатской области N 247 от 29 декабря 2004 г. "Об оплате труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета" в части значений тарифных межразрядных коэффициентов со второго по семнадцатый разряд включительно по кассационной жалобе администрации Камчатской области на решение Камчатского областного суда от 21 августа 2006 г., которым заявление прокурора Камчатской области удовлетворено.

Приложение "Тарифные межразрядные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета" к Закону Камчатской области N 247 от 29 декабря 2004 г. "Об оплате труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета" в части значений тарифных межразрядных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета, со второго по семнадцатый разряд включительно признано недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., объяснения представителей администрации Камчатской области Л. и З., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Камчатской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению приложения к Закону Камчатской области N 247 от 29 декабря 2004 г. (с изменениями, внесенными Законом Камчатской области N 321 от 27 апреля 2005 г.) "Об оплате труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета" в части значений тарифных коэффициентов со второго по семнадцатый разряд включительно.

В обоснование заявления указал, что в соответствии со статьей 39 Федерального закона N 189-ФЗ от 26 декабря 2005 г. "О федеральном бюджете на 2006 г." Камчатская область является получателем дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на 2006 г., а согласно пункту 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ от 06 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в дотационных регионах размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.

Приложением к Закону Камчатской области N 247 от 29 декабря 2004 г. "Об оплате труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета" установлены тарифные межразрядные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета, которые выше межразрядных тарифных коэффициентов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации N 256 от 29 апреля 2006 г., для работников федеральных государственных учреждений в части значения тарифных межрзрядных коэффициентов со второго по семнадцатый разряд, в связи с чем ставки (оклады) работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета, со второго по семнадцатый разряд, выше ставок (окладов) соответствующих разрядов работников федеральных государственных учреждений, что, по мнению прокурора, противоречит пункту 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ и пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Указанное приложение к Закону Камчатской области, как пояснил прокурор, после принятия Правительством постановления N 256 от 29 апреля 2006 г., стало нарушать права граждан, проживающих на территории субъекта, поскольку оплата труда для федеральных государственных служащих оказалась увеличенной на 15%, а для работников организаций, финансируемых из областного бюджета - на 37,5%, в то время как разница, затраченная на эти необоснованные выплаты, могла пойти на иные нужды жителей.

Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе администрация Камчатской области. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к правильному выводу о том, что приложение к Закону Камчатской области N 247 от 29 декабря 2004 г. (с изменениями, внесенными Законом Камчатской области N 321 от 27 апреля 2005 г.) "Об оплате труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета" в части значений тарифных межразрядных коэффициентов со второго по семнадцатый разряд включительно, противоречит действующему законодательству.

Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организации органов государственной власти и местного самоуправления.

Как следует из части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06 октября 1999 г. (с последующими изменениями) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ от 06 октября 1999 г. органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, согласно положениям абзаца 2 пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ от 06 октября 1999 г. и пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, которому в соответствии со статьей 26.18 настоящего Федерального закона и статьей 131 данного Кодекса предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.

В соответствии со статьей 39 и Приложением 14 к Федеральному закону N 189-ФЗ от 26 декабря 2005 г. "О федеральном бюджете на 2006 г." Камчатская область является получателем дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2006 г.

Статьей 1 Федерального закона N 22-ФЗ от 04 февраля 1999 г. "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений" установлено, что тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда и утверждаемых Правительством Российской Федерации межрязрядных тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом (статья 3 указанного Федерального закона).

Судом установлено, что 22 декабря 2004 г. Советом народных депутатов Камчатской области принят Закон Камчатской области N 247 "Об оплате труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета", который вступил в силу 30 декабря 2004 г., Законом Камчатской области N 321 от 27 апреля 2005 г. в данный Закон Камчатской области внесены изменения. Приложением к Закону Камчатской области N 247 установлены тарифные межразрядные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций, финансируемых из бюджета Камчатской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 256 от 29 апреля 2006 г. в соответствии с Федеральным законом "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений" с 01 мая 2006 г. установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений в размере 1100 рублей и утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений согласно приложению к данному Постановлению.

Судом установлено, что в нарушение указанных выше положений пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ и пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации N 256 от 29 апреля 2006 г., тарифные межразрядные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций, финансируемых из бюджета Камчатской области, стали превышать размеры межразрядных тарифных коэффициентов, установленных Постановлением Правительства N 256, для работников федеральных государственных учреждений в части значения тарифных межразрядных коэффициентов со второго по семнадцатый разряд включительно.

Проанализировав вышеуказанные положения федерального и регионального законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что приложение к Закону Камчатской области N 247 "Тарифные межразрядные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета" в части значений тарифных межразрядных коэффициентов со второго по семнадцатый разряд включительно противоречат положениям федерального законодательства.

Довод кассационной жалобы о том, что правоотношения, закрепленные в пункте 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, носят ситуационный характер и не должны применяться к вопросам установления заработной платы, а суду следовало руководствоваться положениями статей 21, 57, 73, 135 и 143 Трудового кодекса Российской Федерации, неоснователен, так как рассматриваемые правоотношения нормами Трудового кодекса не регулируются.

Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, не могут служить поводом к отмене решения суда.

Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационных жалобах, не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Камчатского областного суда от 21 августа 2006 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Камчатской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2006 г. N 60-Г06-18


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение