Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2006 г. N 63-Г06-42 Суд признал соответствующими федеральному законодательству отдельные положения закона субъекта РФ о порядке предоставления и использования недр, поскольку органы государственной власти субъектов РФ осуществляют государственный контроль за геологическим изучением участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, т.е. контроль за осуществлением одного из видов недропользования, отнесенных к компетенции этих органов

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 4 октября 2006 г. N 63-Г06-42


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 4 октября 2006 года дело по кассационной жалобе администрации Ненецкого автономного округа на решение Суда Ненецкого автономного округа от 19 июля 2006 года, которым удовлетворено заявление прокурора округа о признании отдельных положений Закона Ненецкого автономного округа от 6 мая 2005 года N 568-ОЗ "О порядке предоставления и использования недр в целях геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых" недействующими.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г., полагавшей, что решение суда должно быть оставлено без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Ненецкого автономного округа обратился в суд с заявлением о признании недействующими:

словосочетания "геологического изучения" - в части 1 статьи 1, части 1 и 2 статьи 2, части 2, абзацах 1 и 6 части 3 статьи 4, абзацах 4 и 10 части 3 статьи 5, статье 19;

словосочетания "геологическому изучению участка недр" - в абзаце 8 части 1 статьи 6;

первого предложения абзаца 2 части 1 статьи 3, а также части 6 статьи 3, части 1 статьи 4, абзаца 1 части 4 статьи 5 Закона округа "О порядке предоставления и использования недр в целях геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых", ссылаясь на их несоответствие статьям 3, 4, 10.1 Закона РФ "О недрах", которыми это право предоставлено федеральным органам государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования.

Решением суда от 19 июля 2006 года заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе администрация Ненецкого автономного округа просит об отмене решения суда, считая его незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным, постановленным в результате неправильного применения норм материального права, и подлежащим отмене.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что вопросы геологического изучения недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, относятся к компетенции федеральных органов государственной власти, и субъект Российской Федерации был не вправе регулировать указанную область правоотношений.

В обоснование своей позиции суд сослался на пункт 16 статьи 3 Закона РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 года N 2395-1, в соответствии с которым к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения;

часть 5 статьи 7 Закона, предусматривающую, что участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), придается статус геологического отвода по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа;

пункт 4 статьи 10.1 Закона, в силу которого основаниями возникновения права пользования участками недр в целях геологического изучения, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.

По мнению Судебной коллегии, данный вывод суда основан на неправильном толковании норм федерального закона и является ошибочным.

Статьей 3 названного выше Закона РФ "О недрах" определен перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования.

Как следует из ее содержания, геологическое изучение недр в любых без исключения целях, или, в частности, геологическое изучение недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, к полномочиям вышеуказанных федеральных органов не отнесено.

В то время как в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона РФ "О недрах" установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 6 Закона РФ "О недрах" геологическое изучение недр является одним из видов пользования недрами, на что указал и сам суд в своем решении.

Следовательно, установление порядка геологического изучения недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, как одного из видов пользования недрами, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Именно из такого разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации следовало исходить суду при толковании иных норм Закона РФ "О недрах".

При этом Судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 1.1 Закона РФ "О недрах" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.

Как следует из статей 3 и 4 Закона РФ "О недрах" полномочия пользования участками недр может осуществляться исключительно органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации, исключительно органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В этой связи основаниями возникновения права пользования участками недр в силу статьи 10.1, к примеру, являются:

по вопросу исключительного пользования органами государственной власти Российской Федерации - решение Правительства Российской Федерации, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации; решение федерального органа управления государственным фондом недр для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации (п.п. 1 и 2);

по вопросу исключительного пользования органами государственной власти субъектов Российской Федерации - решение уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых (п. 7);

по вопросу совместного пользования - решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, определение порядка пользования которыми отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, и участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, определение порядка пользования которыми статьей 4 настоящего Закона отнесено к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 4).

Подобное толкование приведенных выше норм Закона РФ "О недрах" согласуется и с другими его положениями.

Так в соответствии со статьями 11 и 16 Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия удостоверяет право проведения работ в том числе и по геологическому изучению недр.

Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование, включая геологическое изучение, участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что геологическое изучение любых участков недр относится исключительно к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, признать правильным нельзя.

Данный вывод не следует и из пункта 16 статьи 3 Закона РФ "О недрах", на который суд сослался в решении, содержащего полномочие федеральных органов государственной власти по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением и установлению порядка его проведения, поскольку геологическое изучение недр и контроль за ним являются разными понятиями.

К тому же суд не учел, что в силу пункта 14 статьи 4 этого же Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации также наделены полномочием по государственному контролю за геологическим изучением недр в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.

В соответствии с таким порядком (Положением), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 293 (подпункт б пункта 7), органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный контроль за геологическим изучением участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, то есть вида недропользования, отнесенного законом к компетенции этих органов.

Отсюда по ошибочной логике суда следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом осуществлять государственный контроль за деятельностью, регулируемой федеральными органами государственной власти, что не соответствует закону.

Доводы суда о том, что понятия "геологическое изучение, и "недра, содержащие месторождения общераспространенных полезных ископаемых" несовместимы, что геологическое изучение всегда предшествует открытию месторождения полезных ископаемых, а потому органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены правом разрешать вопросы геологического изучения, являются несостоятельными, поскольку одно из другого не следует.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона РФ "О недрах" недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Поэтому геологическое изучение недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, совершенно уместно, на что прямо указано в названном выше Постановлении Правительства Российской Федерации.

С учетом того, что решение о признании оспоренных прокурором норм окружного закона недействующими вынесено судом в результате неправильного толкования норм материального права, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:

решение Суда Ненецкого автономного округа от 19 июля 2006 года отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Ненецкого автономного округа о признании отдельных положений Закона Ненецкого автономного округа от 6 мая 2005 года N 568-03 "О порядке предоставления и использования недр в целях геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых" недействующими отказать.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2006 г. N 63-Г06-42


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.