Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2006 г. N 26-Г06-2 При новом рассмотрении дела о признании недействующим закона субъекта РФ о мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суду необходимо установить, что послужило основанием для уменьшения размера ежемесячных пособий, и проверить довод о противоречии законодательству РФ порядка введения в действие оспариваемого закона

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 15 марта 2006 г. N 26-Г06-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Ц.И.В-Г. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Закона Республики Ингушетия от 23.06.05 N 29 РЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по кассационной жалобе Ц.И.В-Г. на решение Верховного суда Республики Ингушетия от 10 октября 2005 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.А.М., объяснения Ц.И.В-Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации С.Н.Я., полагавшей решение изменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Ц.И.В-Г., являясь опекуном 4-х несовершеннолетних детей, обратился в Верховный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании недействующим со дня принятия Закона Республики Ингушетия от 23 июня 2005 г. N 29 РЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указав, что оспариваемый закон значительно ухудшает положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по сравнению с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.96 N 159-ФЗ, противоречит иным нормативным актам, регулирующим права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установленный указанным законом единый размер ежемесячного пособия - 1933 руб. не покрывает всех затрат на содержание ребенка школьного возраста.

Представители Народного Собрания Республики Ингушетия требование Ц.И.В-Г. не признали.

Решением Верховного суда Республики Ингушетия от 10 октября 2005 г. заявление Ц.И.В-Г. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Закона РИ N 29 РЗ от 23 июня 2005 г. "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оставлено без удовлетворения.

Ц.И.В-Г. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал ошибочную оценку доводам заявления.

Судебная коллегия находит правомерным рассмотрение настоящего дела в отсутствии представителя Народного Собрания Республики Ингушетия, хотя Председатель Народного Собрания просил об отложении дела в связи с болезнью представителя. Такое обоснование неявки в судебное заседание может служить уважительной причиной лишь для физического лица, а Председатель Народного Собрания Республики Ингушетия мог направить в суд другого представителя, тем более что в суде первой инстанции от Народного Собрания Республики Ингушетия участвовали два представителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что решение подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в соответствии со ст. 31 Бюджетного Кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, следовательно, Закон Республики Ингушетия "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принят в пределах полномочий субъекта и надлежащим органом - Народным Собранием Республики Ингушетия, Федеральным законом от 21.12.96 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22 августа 2004 г.) размеры денежных сумм на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не конкретизированы и, соответственно, каждый субъект Российской Федерации вправе устанавливать самостоятельно в зависимости от доходной части своего бюджета.

С таким обоснованием принятого решения Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ согласиться не может.

В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Исходя из приведенной нормы, довод суда о том, что в иных субъектах Российской Федерации существует другой порядок социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не относится к обстоятельствам, имеющим значение для дела.

В силу п/п 24 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям субъекта РФ по предметам совместного ведения относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. N 409, применительно к рассматриваемому вопросу, для детей установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 названного Закона


Статья 55 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с последующими изменениями установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей за время пребывания их в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей находятся на полном государственном обеспечении. Им предоставляется бесплатное питание, бесплатный комплект одежды и обуви, бесплатное общежитие и бесплатное медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях, в возрасте 18 лет и старше, но не боле 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения.

Упомянутым Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. N 409, для детей установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.

Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 16.11.2001 года N 465 "О размерах ежемесячных и разовых выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" был установлен следующий размер пособий на детей, находящихся под опекой, на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, книг, культурно-массовые мероприятия - для детей от рождения до одного года - 1963 руб.; от одного года до двух лет - 2219 руб. от трех до шести лет - 2210 руб.; школьного возраста - 3031 руб.. Дополнительно предусматривались разовые денежные выплаты при поступлении в учебные заведения в размере 6104 руб. и при окончании и трудоустройстве в размере 28275 руб. для приобретения комплекта одежды.

Таким образом, произошло уменьшение ежемесячных пособий с 3031 руб. до 1933 руб. Признать правомерность такого снижения можно, если в регионе могут быть приобретены товары и продукты питания в розничной торговой сети по реально действующим ценам, необходимые в силу Постановления Правительства РФ от 20.06.1992 г. N 409, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Указанных обстоятельств суд не проверил, а сослался лишь на состояние и возможности бюджета субъекта Российской Федерации, хотя на размер указанного пособия они влиять не могут. Между тем, порядок выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) обусловлен установленными федеральными органами исполнительной власти нормативами и реально складывающимися в конкретном регионе ценами на продукты питания, одежду и т.п.

Эти обстоятельства также судом не проверены. Не обсужден довод Ц.И.В-Г. о противоречии Федеральному закону порядка введения в действие оспариваемого Закона Республики Ингушетия от 23.06.05 N 29 РЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которому придана обратная сила с 1 января 2005 года.

Из изложенного следует, что суд при разрешении дела неправильно применил нормы материального права, допустил существенные нарушения норм процессуального права. Кассационная инстанция эти упущения оставила без внимания. При таких обстоятельствах судебные постановления подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду надлежит с учетом изложенного полно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательно проверить доводы истца и возражения ответчика, в соответствии с требованиями закона постановить решение.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Ингушетия от 10 октября 2005 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2006 г. N 26-Г06-2


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.