Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 апреля 2006 г. N 55-Г06-2 Суд признал недействующим закон субъекта РФ в части определения органа исполнительной власти, которым будет разработан порядок выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), поскольку федеральным законодательством определение такого порядка прямо отнесено к полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 26 апреля 2006 г. N 55-Г06-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 26 апреля 2006 года гражданское дело по кассационной жалобе Верховного Совета Республики Хакасия на решение Верховного суда Республики Хакасия от 27 января 2006 года, которым удовлетворено заявление первого заместителя прокурора Республики Хакасия о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 1 ст. 3 Закона Республики Хакасия от 15 августа 2005 года "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" (с изменениями) в части предоставления Правительству Республики Хакасия права определять порядок выплаты ежемесячных денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшую решение суда законным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

первый заместитель прокурора Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 1 ст. 3 Закона Республики Хакасия от 15 августа 2005 года N 55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".

В соответствии с данной нормой финансирование расходов на обеспечение основных и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также выплата ежемесячных денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, производятся за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия в порядке, определяемом Правительством Республики Хакасия.

В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемая норма противоречит абз. 2 ч. 5 ст. 150 Семейного Кодекса Российской Федерации, в силу которого на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Представитель Верховного Совета Республики Хакасия возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. К таким полномочиям, в частности, отнесено решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

По мнению представителя, из смысла указанной нормы следует, что решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено не только к полномочиям законодательных, но и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 26.1 указанного закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российском Федерации.

В силу п. 1 и п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований возложена обязанность обеспечивать в первоочередном порядке учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием. На детей, находящихся под опекой (попечительством), в семьях граждан распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находятся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитываются и обучаются в образовательных учреждениях.

В соответствии с названным постановлением Правительства Российской Федерации Верховный Совет Республики Хакасия при принятии оспариваемого Закона Республики Хакасия определил орган исполнительной власти, которым будет разработан указанный порядок.

Решением Верховного суда Республики Хакасия от 27 января 2006 года заявление первого заместителя прокурора Республики Хакасия удовлетворено.

В кассационной жалобе Верховного Совета Республики Хакасия поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.

В силу положений Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч. 2 и ч. 5 ст. 76).

В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 150 Семейного кодекса Российской Федерации на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Учитывая вышеприведенные положения, суд правильно указал, что ссылка представителя Верховного Совета Республики Хакасия на положения статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которой полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть решение указанных вопросов отнесено не только к полномочиям законодательных, но и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не может быть принята во внимание, поскольку из содержания названной нормы не усматриваются полномочия по законодательному регулированию вопросов социальной поддержки, а решение таких вопросов включает в себя, в том числе, и исполнение требований нормативных правовых актов.

Проанализировав названные положения, суд верно указал, что федеральным законодательством определение порядка выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), прямо отнесено к полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вывод суда о том, что ч. 1 ст. 3 Закона Республики Хакасия от 15 августа 2005 года "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" противоречит федеральному законодательству, основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Хакасия от 27 января 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Верховного Совета Республики Хакасия - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 апреля 2006 г. N 55-Г06-2


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.