Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г. N 60-Г06-6 Суд признал противоречащим федеральному законодательству в части закон субъекта РФ, поскольку размеры оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений субъекта РФ не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 19 апреля 2006 г. N 60-Г06-6


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Камчатской области о признании отдельных положений Закона Камчатской области от 25 декабря 1996 года N 63 "О государственной службе Камчатской области" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению по кассационному представлению прокурора Камчатской области на решение Камчатского областного суда от 16 января 2006 г., которым заявление удовлетворено частично.

Признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу статья 19, пункты 2, 3, 4 статьи 20, пункт 1 и абзац 1 пункта 2 статьи 21, часть 2 статьи 16 в части слов "не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в четыре года", "и законами Камчатской области" Закона Камчатской области "О государственной службе Камчатской области" от 25 декабря 1996 года N 63. В остальной части заявление прокурора Камчатской области оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителя Совета народных депутатов Камчатской области М., представителя Администрации Камчатской области Д., возражавших против удовлетворения кассационного представления, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации В., полагавшей отменить решение суда в части отказа прокурору в удовлетворении заявления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

17 декабря 1996 года Законодательным Собранием Камчатской области принят Закон N 63 "О государственной службе Камчатской области".

Заместитель прокурора Камчатской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений данного Закона, а именно: части 2 статьи 16 в части слов "не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в четыре года", "и законами Камчатской области", статьи 19, пунктов 2, 3, 4 статьи 20, пункта 1 и абзаца 1 пункта 2 статьи 21 (п. 2 в ред. Закона Камчатской области от 28.05.2000 г. N 93), части 2 статьи 27 в части установления размеров надбавок за выслугу лет в размере четырех должностных окладов, премии по результатам службы в размере шести должностных окладов, материальной помощи в размере трех должностных окладов (в редакции Закона Камчатской области от 29.12.2004 г. N 214); статьи 28 в части установления размеров надбавок к должностному окладу за выслугу лет лицу, имеющему стаж замещения областных государственных должностей от 5 до 10 лет - 20 процентов, от 10 до 15 лет - 30 процентов, от 15 лет и выше - 40 процентов от установленного должностного оклада.

16 января 2006 г. Камчатским областным судом постановлено приведенное выше решение. Первый заместитель прокурора Камчатской области подал кассационное представление, в котором просит решение отменить в части отказа прокурору в удовлетворении заявления и принять новое, которым удовлетворить заявление в полном объеме.

Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, дал ошибочную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального Закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, которому в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений, (в ред. Федерального Закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ).

Норма аналогичного содержания содержится в п. 2 ст. 26.14 Федерального Закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Оспариваемый Закон Камчатской области от 25 декабря 1996 года N 63 "О государственной службе Камчатской области" устанавливает правовые основы организации государственной службы в Камчатской области, регулирует основы правового положения государственных служащих Камчатской области, в т.ч. вопросы денежного содержания лица, замещающего областную государственную должность областной государственной службы, порядок организации и прохождения государственной службы Камчатской области.

Согласно ч. 2 ст. 27 указанного Закона годовой фонд оплаты труда лица, замещающего областную государственную должность областной государственной службы, формируется с учетом финансовых средств на следующие выплаты:

-  должностных окладов в размере двенадцати;

-  надбавок за выслугу лет в размере четырех должностных окладов;

- ежемесячного денежного поощрения в размере четырнадцати должностных окладов, (абз. дополнен Законом Камчатской области от 15.10.2004 N 214)

-   надбавок за особые условия государственной службы в размере трех должностных окладов;

-   ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, устанавливаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации лицам в размере фактических выплат; (абз. дополнен Законом Камчатской области от 29.12.2004 N 252)

-  премии по результатам службы в размере шести должностных окладов;

-  материальной помощи в размере трех должностных окладов.

Статьей 28 указанного Закона установлены размеры надбавок к должностному окладу областного государственного служащего областной государственной службы за выслугу лет в размере:

- лицу, имеющему стаж замещения областных государственных должностей от 5 до 10 лет - 20 процентов от установленного должностного оклада;

- лицу, имеющему стаж замещения областных государственных должностей от 10 до 15 лет - 30 процентов от установленного должностного оклада;

- лицу, имеющему стаж замещения областных государственных должностей от 15 лет и выше - 40 процентов от установленного должностного оклада.

Прокурор Камчатской области полагает, что часть 2 ст. 27 Закона области в части установления ежемесячного денежного поощрения в размере четырнадцати должностных окладов; надбавок за выслугу лет в размере четырех должностных окладов; премии по результатам службы в размере шести должностных окладов; материальной помощи в размере трех должностных окладов, а также ст. 28 Закона области в части установления надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 20 процентов при стаже работы от 5 до 10 лет, 30 процентов при стаже работы от 10 до 15 лет, 40 процентов при стаже работы от 15 лет и выше противоречат федеральному закону.

В обоснование своего заявления прокурор указал, что Камчатская область получает дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, установленные оспариваемым законом размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта РФ превышают размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных служащих и работников государственных учреждений, что противоречит п. 5 ст. 85 БК РФ.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления в этой части, суд исходил из того, что нормы Бюджетного кодекса РФ в данном случае не применимы, поскольку пункт 5 статьи 85 БК РФ регулирует отношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов и не устанавливает норм оплаты труда государственным служащим. В то время как оспариваемый закон регулирует иные отношения, связанные с государственной гражданской службой.

Такое толкование статьи 85 БК РФ является ошибочным. Статья 85 БК РФ регулирует расходные обязательства субъекта РФ, возникающие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Пункт 5 статьи 85 БК РФ определяет бюджетные полномочия органов государственной власти в установлении размеров и условий оплаты труда государственных служащих и является в силу ст. 76 Конституции РФ нормой прямого действия.

То обстоятельство, что Камчатская область получает дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, установлено судом и никем не оспаривается.

Из этого следует, что размеры оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений Камчатской области не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.

Отношения, связанные с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным Законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", вступившим в силу с 1 февраля 2005 года.

Пунктом 2 статьи 4 указанного Федерального Закона закреплен принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

В силу частей 3, 4 ст. 71 Федерального Закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе..." положения статей 50, 51, 55 данного Закона, регулирующие вопросы оплаты труда государственных гражданских служащих, вступают в силу в отношении федеральных гражданских служащих одновременно с вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих. Порядок вступления в силу статей 50, 51 и 55 в отношении гражданских служащих субъектов Российской Федерации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений статьи 71 ФЗ.

В настоящее время такой указ Президента Российской Федерации отсутствует, в связи с чем вышеназванные статьи Федерального Закона N 79-ФЗ не действуют.

Нормативными правовыми актами Камчатской области во исполнение требований п. 4 ст. 71 Федерального Закона N 79-ФЗ порядок вступления в силу статей 50, 51, 55 данного Федерального Закона в отношении государственных гражданских служащих Камчатской области не установлен.

На основании пункта 5 статьи 71 Федерального Закона N 79-ФЗ в настоящее время вопросы оплаты труда федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти регулируются Указами Президента Российской Федерации от 06.03.1998 N 265, от 26.05.2005 N 589.

Доводы прокурора о том, что размеры оплаты труда государственных гражданских служащих области и работников государственных учреждений области, установленные оспариваемым Законом области, превышают размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений вышеуказанными указами Президента РФ, по существу судом не опровергнуты и подтверждаются материалами дела.

Так, установленное в п. 2 ст. 27 Закона области ежемесячное денежное поощрение в размере четырнадцати должностных окладов не соответствует ежемесячному денежному поощрению, установленному Указом Президента Российской Федерации от 26.05.2005 N 589 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, аппаратах некоторых федеральных судов и управлениях (отделах) судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации" для лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, в размере одного должностного оклада.

Надбавка за выслугу лет в размере четырех должностных окладов, премии по результатам службы в размере шести должностных окладов, материальная помощь в размере трех должностных окладов, установленные частью 2 статьи 27 Закона области, также не соответствуют аналогичным выплатам при формировании годового фонда оплаты труда, предусмотренным п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 06.03.1998 N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации для федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти".

Так, пунктом 4 данного Указа установлена ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере трех должностных окладов, премии по результатам работы в размере трех должностных окладов; материальная помощь в размере двух должностных окладов.

Надбавки к должностному окладу за выслугу лет, установленные статьей 28 Закона области в размере 20 процентов при стаже работы от 5 до 10 лет, 30 процентов при стаже работы от 10 до 15 лет, 40 процентов при стаже работы от 15 лет и выше превышают установленные для федеральных служащих пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 06.03.1998 N 265 размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу в следующих размерах: при стаже работы от 5 до 10 лет - 15 процентов, от 10 до 15 лет - 20 процентов, свыше 15 лет - 30 процентов.

Судом первой инстанции проведен сравнительный анализ установленных оспариваемым Законом области условий оплаты труда государственных служащих Камчатской области с условиями оплаты труда федеральных государственных служащих, установленных Указами Президента Российской Федерации N 310 от 09 апреля 1997 г. "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (с последующими изменениями) и N 519 от 10 апреля 2004 г. "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы" (с последующими изменениями), на основании которого суд пришел к выводу о том, что размеры оплаты труда, ежемесячного денежного поощрения и фонда оплаты труда государственных служащих Камчатской области в целом не превышают размеров оплаты труда, ежемесячного денежного поощрения и фонда оплаты труда государственных служащих центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти.

Между тем данный вывод суда является ошибочным.

Применение положений Указов Президента Российской Федерации N 310 и N 519 в данном случае нельзя признать обоснованным т.к. для сравнения были использованы параметры оплаты труда отдельных категорий федеральных служащих - лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы, Администрации Президента Российской Федерации, аппарата палат Федерального Собрания, аппарата Правительства и Управления Делами Президента Российской Федерации, т.е. тех категорий государственных служащих, которые нельзя признать соответствующими категориям государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, поскольку имеются существенные различия в организационной структуре, компетенции, объеме работ федеральных органов законодательной и исполнительной власти и органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Ссылки в решении суда на то, что надбавки за выслугу лет, в размерах указанных в статье 28 Закона Камчатской области, были установлены на основании Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 19 ноября 1993 года N 1173 "О выплате ежемесячных надбавок к должностным окладам за выслугу лет работников органов исполнительной власти" являются несостоятельными, поскольку Постановлением Правительства РФ от 05.04.1999 N 373 указанное Постановление признано утратившим силу в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих...".

При таких обстоятельствах, решение Камчатского областного суда об отказе в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующими оспариваемых положений Закона области подлежит отмене. Учитывая, что судом неправильно применены нормы материального права, Судебная коллегия полагает возможным принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

В остальной части решение суда не обжаловано.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Камчатского областного суда от 16 января 2006 г. в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании недействующими в части статей 27, 28 Закона Камчатской области от 25 декабря 1996 года N 63 "О государственной службе Камчатской области" - отменить.

Вынести по данной части требований новое решение, которым признать недействующими со дня вступления в силу настоящего решения часть 2 статьи 27 Закона Камчатской области от 25 декабря 1996 года N 63 "О государственной службе Камчатской области" в части установления размеров надбавок за выслугу лет в размере четырех должностных окладов, премии по результатам службы в размере шести должностных окладов, материальной помощи в размере трех должностных окладов; статью 28 Закона Камчатской области от 25 декабря 1996 года N 63 "О государственной службе Камчатской области" в части установления размеров надбавок к должностному окладу за выслугу лет лицу, имеющему стаж замещения областных государственных должностей от 5 до 10 лет - 20 процентов, от 10 до 15 лет - 30 процентов, от 15 лет и выше - 40 процентов от установленного должностного оклада.

В остальной части решение суда оставить без изменения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г. N 60-Г06-6


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.