Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2006 г. N 11-Г06-14 Нормы постановления субъекта РФ, определяющие круг лиц, на который распространяются меры социальной поддержки, а также порядок и условия предоставления таких мер, признаны не противоречащими федеральному законодательству, и отсутствие в постановлении указания о предоставлении льгот по бесплатному зубопротезированию пенсионерам по возрасту также не нарушает федеральное законодательство

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 23 августа 2006 г. N 11-Г06-14


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела 23 августа 2006 года в открытом судебном заседании дело по заявлению Н.И.П. о признании недействующим абзаца 8 пункта 1 в части слов "абзац шестой пункта 44" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.01.2005 г. N 22 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 г. N 542 "Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан" по кассационной жалобе Н.И.П. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 мая 2006 года, которым в удовлетворении вышеуказанного заявления Н.И.П. отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителей Кабинета Министров Республики Татарстан С.В.К. и З.Е.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.В.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Н.И.П. обратилась в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 N 542 "Об утверждении "Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан", пенсионерам по возрасту, к числу которых относится и она, было предоставлено право на бесплатное зубопротезирование, но 22.01.2005 г. Кабинет Министров Республики Татарстан принял указанное выше и оспариваемое ею постановление, которым лишил пенсионеров права на бесплатное зубопротезирование, что противоречит Закону Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности, преамбуле данного Закона.

Как указано выше, решением Верховного Суда Республики Татарстан от 10 мая 2006 года отказ в удовлетворении заявления Н.И.П. мотивирован тем, что, в соответствии с законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в частности, "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", принятыми 22 июля 1993 года N 5487-1 было предусмотрено, что категории граждан, имеющих право на обеспечение льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью и порядок такого обеспечения определяются законодательством Российской Федерации. При этом, начиная с 1994 года, федеральным законодательством льгота для пенсионеров на получение бесплатного зубопротезирования не устанавливалась. В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31 декабря 2005 года) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов возмещения расходов муниципальных образований на предоставление льгот отдельным категориям граждан.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" были внесены изменения в части полномочий по предоставлению права установления категорий граждан, условий и порядка их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью. Реализуя свои полномочия, закрепленные в данном Федеральном законе, Государственный Совет Республики Татарстан принял Закон Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения Республики Татарстан". В данном законе определен, перечень категорий населения на возмещение расходов на зубопротезирование, в который пенсионеры по возрасту не включены. 17 декабря 2004 года Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято постановление об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республики Татарстан, в соответствии с которым пенсионерам по возрасту предоставлено право на бесплатное зубопротезирование, а постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 января 2005 года пенсионеры по возрасту были исключены из числа лиц, имеющих право на бесплатное протезирование.

В преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года указано, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

Между тем, на период принятия Закона Российской Федерации от 22.08.2004 года N 122-ФЗ федеральными нормативными правовыми актами и законами Республики Татарстан льгота для пенсионеров на получение бесплатного зубопротезирования установлена не была, а, следовательно, суд обоснованно указал, что ссылка Н.И.П. на преамбулу данного Закона не является основанием для удовлетворения ее заявления. Суд в своем решении также указал, что установленная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 N 542 льгота для пенсионеров по старости действовала непродолжительное время и оспариваемой нормой Постановления от 22.01.05 г. была исключена, что не противоречит Закону Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения Республики Татарстан".

В кассационной жалобе Н.И.П. ставится вопрос об отмене решения ввиду неправильного толкования судом норм материального закона.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Как отмечено выше, Федеральным законодательством пенсионеры по возрасту не определены категорией лиц, имеющих право на бесплатное зубопротезирование.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в том числе, вопросов социальной поддержки отдельных категорий населения. Согласно пункту 4 статьи 26.3 названного закона по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением положений о порядке осуществления расходов на решение вопросов, указанных в подпунктах 2, 9, 13, 21, 25 и 37 пункта 2 настоящей статьи). Исходя из положений статей 1, 26.3 и 26.14 этого же федерального закона (от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), принципов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных полномочий и расходных полномочий субъектов Российской Федерации, закрепленных в статьях 28, 30, 31, 33, 35 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации (Республика Татарстан) наделен полномочиями по самостоятельному определению видов, размеров и порядка предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, финансовое обеспечение которых отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что ни Федеральными законами, ни законами субъекта такая мера социальной поддержи, как бесплатное зубопротезирование пенсионерам по возрасту не предусматривалась.

Согласно ч. 6 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

При таких обстоятельствах, учитывая, что при определении круга лиц, на который распространяются меры социальной поддержки, а также при определении порядка и условий предоставления этих мер и отсутствия указания на наличие льгот по бесплатное зубопротезирования у такой категории населения как пенсионеры по возрасту, следует, что законодателем Республики Татарстан нормы федерального законодательства не нарушены. С учетом отсутствия финансирования на бесплатное протезирование такой категории лиц как пенсионеры по возрасту, суд правильно отказал Н.И.П. в удовлетворении ее заявления.

Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства, которые в решении суда приведены.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 мая 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Н.И.П. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2006 г. N 11-Г06-14


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.