Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2006 г. N 31-Г06-12 (извлечение) Суд первой инстанции неправомерно отменил регистрацию кандидата в депутаты законодательного органа государственной власти, поскольку большинство подписей избирателей в поддержку данного кандидата признаны недействительными необоснованно, что привело к занижению количества достоверных подписей

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2006 г. N 31-Г06-12
(извлечение)


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 15 сентября 2006 г. гражданское дело по кассационной жалобе С. на решение Верховного Суда Республики Чувашия от 1 сентября 2006 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене протоколов окружной избирательной комиссии Юго-Западного одномандатного избирательного округа N 19 по выборам депутата Государственного Совета Чувашской Республики об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата С. от 25 августа 2006 г. и от 28 августа 2006 г. N 2 об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата С., о признании незаконным и отмене решения этой же комиссии об отказе в регистрации С. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва по Юго-Западному одномандатному избирательному округу N 19 от 28.08.2006 г. N 15/2.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей решение суда отменить, Судебная коллегия установила:

С. в порядке самовыдвижения выдвинулся в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва и представил в окружную избирательную комиссию Юго-Западного избирательного округа N 19 подписные листы в поддержку его кандидатуры, содержащие 528 подписей избирателей.

28 августа 2006 г. окружной избирательной комиссией по названному избирательному округу постановлено решение, которым С. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты.

С. обратился в суд с заявлением, в котором просил суд признать незаконным и отменить протокол окружной избирательной комиссии Юго-Западного одномандатного избирательного округа N 19 об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения его кандидатом в депутаты от 25 августа 2006 г. и от 28 августа 2006 г.;

признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии Юго-Западного одномандатного избирательного округа N 19 по выборам депутата Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва по Юго-Западному одномандатному избирательному округу N 19 от 28.08.2006 г. N 15/2;

обязать окружную избирательную комиссию Юго-Западного одномандатного избирательного округа N 19 по выборам депутата Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва по Юго-Западному одномандатному избирательному округу N 19.

Свои требования заявитель мотивировал тем, что протоколом N 2 окружной избирательной комиссии Юго-Западного одномандатного избирательного округа N 19 об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения его кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва от 28.08.2006 г., 102 подписи избирателей были признаны недействительными.

Решением названной окружной избирательной комиссии от 28.08.2006 г. ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва по Юго-Западному одномандатному избирательному округу N 19.

Заявитель полагает, что это привело к нарушению его права участвовать в выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва и быть избранным депутатом Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва, закрепленных и гарантированных Конституцией Российской Федерации ст. 32, ст.ст. 3, 4, 5 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В судебном заседании С. и его представитель свои требования поддержали по мотивам, изложенным в заявлении.

Представители окружной избирательной комиссии, представитель Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики требования С. не признали.

Решением Верховного Суда Республики Чувашия от 1 сентября 2006 г. С. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе С. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва были назначены Государственным Советом Чувашской Республики на 8 октября 2006 г.

Согласно ст. 34 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" соответствующая избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия обязана проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в соответствии с настоящим Законом.

Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с настоящим Законом, в соответствующие органы, которые обязаны в течение десяти дней, а в отношении сведений, представленных в соответствии с частью 4 статьи 28 настоящего Закона, в течение двадцати дней сообщить о результатах проверки. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.

Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет граждан. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей.

По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной, действительной либо недостоверной, недействительной.

Недействительными считаются:

1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на территории Чувашской Республики;

2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности;

3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи;

4) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

5) подписи избирателей с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности;

6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;

7) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, названными уполномоченными представителями, кандидатом;

8) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов;

9) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, по месту учебы, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;

10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставившими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности;

11) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями 1, 2, 3 к настоящему Закону.

Согласно ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" одним из оснований, влекущих отказ в регистрации кандидата, является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

В данном случае, как видно из материалов дела и установлено судом, для регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики требуется 480 подписей избирателей.

Для проверки в избирательную комиссию заявитель представил 528 подписей избирателей.

Следовательно, для отказа в регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва достаточно признания недействительными и недостоверными 53 подписей избирателей.

В соответствии со ст. 35 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" соответствующая избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов (а в отношении кандидатов, избирательных объединений, внесших для регистрации избирательный залог, - после представления копии платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии) обязана принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе, представленные в соответствии с частями 3 и 4 статьи 28, пунктом 1 части 3, частью 10 статьи 31 настоящего Закона.

Основанием отказа в регистрации кандидата является, в том числе и недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием к отказу в регистрации С. в качестве кандидата в депутаты послужило то, что в предъявленных в его поддержку списках избирателей обнаружены 102 (19,32%) недействительные подписи избирателей, то есть кандидат в депутаты предоставил недостаточное для регистрации количество достоверных и действительных подписей избирателей в его поддержку.

Рабочей группой окружной избирательной комиссии были подвергнуты проверке все подписные листы, собранные в поддержку кандидата.

По результатам проверки достоверными и действительными были признаны 426 подписей избирателей, что составляет 80,68 процентов от проверенных подписей в подписных листах.

102 подписи избирателей были признаны недействительными, что составляет 19,32 процентов от количества подписей избирателей, отобранных для проверки.

Недействительными были признаны подписи избирателей по следующим основаниям:

- число подписей избирателей, внесенных в подписной лист до дня, следующего за днем представления документов о выдвижении кандидата, указанных в ст. 28 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" - 1. (графа 7 протокола).

- число подписей избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а так же подписей избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно -11. (графа 12 протокола).

- число подписей избирателей в подписном листе с несоблюдением требований, установленных приложениями 1 (2) к Закону Чувашской Республики от 30 марта 2006 г. "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" - 89. (графа 17 протокола).

- число подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения кандидата - 1. (графа 19 протокола).

Согласно ст. 32 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения соответствующей избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов.

Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только от руки. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов.

С. не оспаривал, что подпись избирателя О. (лист 7 строка 11) признана недействительной обоснованно, поскольку датой ее изготовления указано 13 июня 2006 г., тогда как он вправе был собирать подписи в свою поддержку лишь после уведомления им избирательной комиссии о выдвижении, с 10 августа 2006 г.

В соответствие с п. 5 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Одна подпись была признана недействительной в связи с тем, что ее изготовил сам С. (графа 19 протокола). В судебном заседании С. пояснил, что он проживает на территории данного избирательного округа и является не только выдвинутым кандидатом, но и избирателем, у него имеется право голосовать даже за свою кандидатуру. Представители избирательной комиссии с доводом С. в этой части согласились.

Ни федеральным законом, ни законом Чувашской Республики не предусмотрено такое основание признания подписи избирателя недействительной, как внесение подписи в поддержку самого себя. При таких обстоятельствах, как правильно указал суд, подпись С. в подписных листах в его поддержку признана недействительной необоснованно.

По утверждению представителей окружной избирательной комиссии ряд подписей избирателей (всего 55 подписей) были признаны недействительными и по тому основанию, что в графе "место жительства" избирателей не было указано название субъекта федерации "Чувашская Республика", а было указано лишь "ЧР", что, по мнению этих представителей не может обозначать название субъекта федерации.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии со ст. 34 ч. 11 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

Проанализировав названные нормы закона, суд пришел к правильному выводу о том, что указание в адресе избирателя на "ЧР" является, в данном конкретном случае, допустимым сокращением названия субъекта федерации "Чувашская Республика", поскольку подписи собираются среди избирателей, проживающих в г. Чебоксары - столице Чувашской Республики, им известно, что данные выборы проводятся в представительный орган Чувашской Республики. При изложенных обстоятельствах отсутствие в графе "адрес избирателя" полного названия субъекта федерации "Чувашская Республика" при наличии сокращения в виде "ЧР", как обоснованно указал суд, не свидетельствует о недействительности подписей таких избирателей.

Как пояснили представители избирательной комиссии - 30 подписей избирателей были признаны недействительными на основании письма начальника паспортно-визового отдела МВД ЧР. К письму были приложены ксерокопии представленных С. подписных листов с исправлением указанных в этих листах адресов избирателей, номеров и серий их паспортов, фамилии и отчества избирателей. Исправления внесены и указаны так, как они проходят по учетам паспортно-визовой службы.

При таких данных, как правильно указал суд, подписи избирателей признаны недействительными необоснованно.

Довод заявителя о том, что проверяя действительность подписей избирателей избирательная комиссия не вправе принимать во внимание справку эксперта-криминалиста, правильно признан необоснованным. Данная справка эксперта в избирательных правоотношениях при проверке подписей избирателей рассматривается как заключение эксперта.

При таких обстоятельствах подписи избирателей на основании справки эксперта признаны недействительными обоснованно.

С выводом суда о том, что в подписных листах, представленных С. отсутствует указание на субъект Российской Федерации в строке место проживания выдвинутого кандидата и по этим основаниям избирательная комиссия признала недействительными вначале 64 подписи избирателя, а затем - 89 подписей избирателей, согласиться нельзя.

Анализ заявления С. в суд, протоколов избирательной комиссии от 25 августа 2006 г. и от 28 августа 2006 г., ведомостей проверки подписных листов, представленных кандидатом С., приложения к протоколу N 2 (по проверке подписных листов, а также содержания самих подписных листов и сопоставление данных документов между собой, свидетельствует о том, что по мотиву неуказания С. на субъект РФ в строке место проживания выдвинутого кандидата избирательной комиссией недействительными подписи не признавались. 64, а затем 89 подписей избирателей действительно были признаны недействительными избирательной комиссией, однако совершенно по иным, перечисленным в этих документах и решении суда основаниям. Большая часть из этих подписей была признана судом действительными.

Следовательно, С. имел необходимое количество действительных подписей избирателей для регистрации его кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Чувашия.

Заявитель в суде оспаривал решение избирательной комиссии по существу лишь в той части, в которой избирательная комиссия признала собранные в его поддержку подписи недействительными.

Суд же вышел за пределы заявленных требований и фактически проверил на соответствие требованиям закона подписи избирателей, о проверке которых на соответствие требованиям закона С. не просил.

Что касается ссылки суда на ч. 3, ст. 246 ГПК РФ, согласно которой при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, то ее нельзя признать состоятельной в данном случае, поскольку суд не учел следующих обстоятельств при рассмотрении данного дела.

Избирательная комиссия не признавала недействительными подписи по мотиву неуказания С. на субъект РФ в строке место проживания выдвинутого кандидата и в этой части заявителем решение избирательной комиссии по существу не оспаривалось. В таком случае суд не вправе сам производить проверку достоверности представленных кандидатом подписей избирателей, поскольку согласно действующему избирательному законодательству проверку действительности подписей избирателей полномочна производить именно избирательная комиссия (в пределах установленных избирательным законодательством сроков), а не суд.

Фактически же суд в данном случае, за пределами срока установленного для проверки подписных листов, провел по своей инициативе (сам) повторную проверку подписных листов, пересмотрел итоги проверки подписных листов, чем нарушен закрепленный ст. 39 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан..." принцип равенства кандидатов. Вследствие этого С. поставлен в неравное положение с другими кандидатами в депутаты, чем существенно нарушено его пассивное избирательное право.

Требования заявителя о признании незаконными и отмене протоколов избирательной комиссии фактически сводятся к отмене решения избирательной комиссии об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты, в связи с чем их нельзя считать самостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

решение Верховного Суда Республики Чувашия от 1 сентября 2006 г. отменить. Принять по делу новое решение, которым заявление С. удовлетворить.

Решение окружной избирательной комиссии Юго-Западного одномандатного избирательного округа N 19 по выборам депутата Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва от 28 августа 2006 г. N 15/2 об отказе в регистрации С. кандидатом в депутаты Государственного Совета отменить.

Обязать окружную избирательную комиссию Юго-Западного одномандатного избирательного округа N 19 по выборам депутата Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва зарегистрировать С. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва по Юго-Западному одномандатному избирательному округу N 19.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2006 г. N 31-Г06-12


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение