Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г. N 54-Г06-6 Суд признал недействующей норму закона субъекта РФ, устанавливающую расчет субвенции на финансирование возмещения транспортных расходов гражданам, направляемым на лечение и транспортированных в порядке оказания скорой медицинской помощи, как в пределах, так и за пределами субъекта РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 27 сентября 2006 г. N 54-Г06-6


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление помощника прокурора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа об отмене решения суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 30 июня 2006 года, которым частично удовлетворено заявление прокурора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 7 декабря 2005 года "О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района отдельными государственными полномочиями в области охраны здоровья граждан".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., объяснения первого заместителя Губернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа О. - представителя Губернатора Округа, полагавшего решение не подлежащим отмене, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации С., поддержавшего доводы кассационного представления, Судебная коллегия установила:

В силу подпункта "б" пункта 5 части 1 статьи 2 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 7 декабря 2005 года 99-ОкЗ "О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района отдельными государственными полномочиями в области охраны здоровья граждан" (в редакции от 28 декабря 2005 года N 136-ОкЗ) органы местного самоуправления муниципального района наделяются в соответствии с названным Законом государственными полномочиями по установлению порядка и объема, предоставляемых отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в части возмещения транспортных расходов, страдающим социально значимыми заболеваниями; гражданам, представляющими# опасность для окружающих; малообеспеченным гражданам, направляемым в медицинские учреждения, находящиеся как на территории, так и за пределами муниципального района, транспортированных в порядке оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой помощи в медицинские учреждения муниципальной системы здравоохранения муниципального района.

Пункт 6 Методики расчета субвенций, предоставляемых в 2006 году бюджету муниципального района из бюджета Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа для осуществления государственных полномочий в области охраны здоровья граждан (приложение к Закону) изложен в следующей редакции:


Правовая основа Методика расчета субвенций
Расчет субвенции
на финансирование
возмещения транс-
портных расходов
гражданам, на-
правляемым на ле-
чение и транспор-
тируемым в поряд-
ке оказания ско-
рой медицинской
помощи в пределах
и за пределами
Таймырского муни-
ципального района
Z3=*Yn, где
Z3 - объем субвенции на финансирование возмещения
транспортных расходов гражданам направляемым на лече-
ние и транспортируемым в порядке оказания скорой ме-
дицинской помощи в пределах и за пределами Таймырско-
го муниципального района;
X - количество граждан направляемых на лечение и
транспортируемых в порядке оказания скорой медицин-
ской помощи в пределах и за пределами Таймырского му-
ниципального района;
Yn - стоимость авиабилета (тариф) в зависимости от
направления (населенного пункта); при перелете граж-
дан "туда-обратно" тариф умножается на 2.

Прокурор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа обратился в суд Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству названных выше подпункта "б" пункта 5 части 1 статьи 2 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 7 декабря 2005 года 99-ОкЗ "О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района отдельными государственными полномочиями в области охраны здоровья граждан" (в редакции от 28 декабря 2005 года N 136-ОкЗ), пункта 6 Методики расчета субвенций, предоставляемых в 2006 году бюджету муниципального района из бюджета Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа для осуществления государственных полномочий в области охраны здоровья граждан (приложение к Закону) положений, сославшись на нарушение права граждан на бесплатную специализированную (санитарно-авиационную) скорую медицинскую помощь, регламентированного Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Решением суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 30 июня 2006 года заявление прокурора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа удовлетворено частично, а именно, в пункте 6 Приложения к Закону Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 7 декабря 2005 года N 99-ОкЗ "О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района отдельными государственными полномочиями в области охраны здоровья граждан" признано недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу слово "и транспортируемых", в остальной части в удовлетворении заявления прокурора отказано.

В кассационном представлении помощник прокурора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

Изучив и обсудив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии с пунктами 21, 23 части 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов связанных с организацией специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; с организацией оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи.

В силу статей 41, 42 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан меры социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из наименования, преамбулы, в целом содержания Закона N 99-ОкЗ от 7 декабря 2005 года следует, что предмет правового регулирования оспариваемого прокурором подпункта "б" пункта 5 части 1 статьи 2 составляют общественные отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления государственными полномочиями в части оказания мер социальной поддержки гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, каких-либо норм, затрагивающих принципов и порядка оказания непосредственно гражданам специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи, регламентированных статьей 39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 года N 179, не имеется.

При таких обстоятельствах, Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о непротиворечии подпункта "б" пункта 5 части 1 статьи 2 федеральному законодательству законным и обоснованным.

Нет оснований для отмены решения в части признания недействующим и не подлежащим применению пункта 6 Методики расчета субвенций, предоставляемых в 2006 году бюджету муниципального района из бюджета для осуществления государственных полномочий в области охраны здоровья граждан (Приложение к Закону) касательно слова "и транспортируемых".

Учитывая, что в пункте 6 речь ведется о методике расчета субвенций, предоставляемых в целях возмещения транспортных расходов, указанных в подпункте "б" пункта 5 части 1 статьи 2, использование законодателем Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа фразы "и транспортируемых" в редакции пункта 6 Методики действительно свидетельствует о неясности и двусмысленности правового регулирования в части возмещения транспортных расходов граждан, суд обоснованно пришел к выводу в этой части решения.

Ссылка в кассационном представлении на то, что судом первой инстанции не принято во внимание обстоятельство в силу которого, возмещение гражданам транспортных расходов по смыслу оспариваемых положений финансируется только в пределах Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района, не может повлиять на отмену постановленного решения.

В оспариваемом пункте 6 Методики весьма определенно и недвусмысленно законодателем Таймырского (Долгано-Ненецкого автономного) автономного округа установлен расчет субвенции на финансирование возмещения транспортных расходов гражданам направляемым на лечение и транспортированных в порядке оказания скорой медицинской помощи как в пределах, так и за пределами Таймырского муниципального района.

Указание прокурора в кассационном представлении на то, что оспариваемые положения редакционно не согласуются с государственными полномочиями, предусмотренными пунктом 4 статьи 24 Закона Округа от 27 декабря 2004 года N 343-ОкЗ "Об охране здоровья граждан в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе", также не может повлиять на отмену решения, поскольку данный вопрос прокурором в первоначальном заявлении не ставился, а поэтому не был предметом исследования и оценки суда.

Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ, не имеется.

Решение постановлено с соблюдением норм процессуального права на основе норм материального права, регулирующего спорное правоотношение, смысл и содержание материального Закона, подлежащего применению по данному делу, судом первой инстанции поняты и истолкованы правильно.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 30 июня 2006 года оставить без изменения, кассационное представление помощника прокурора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г. N 54-Г06-6


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение