Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2006 г. N 64-Г06-9 Установление правовыми актами исполнительного органа субъекта РФ ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размерах до 200% должностного оклада, но не свыше размеров выплат, установленных для соответствующих категорий федеральных государственных служащих, не противоречит федеральному законодательству

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 30 августа 2006 г. N 64-Г06-9


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 30 августа 2006 года дело по кассационному представлению участвующего в деле прокурора, кассационным жалобам губернатора Сахалинской области, Сахалинской областной Думы на решение Сахалинского областного суда от 10 апреля 2006 года, которым частично удовлетворено заявление прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному закону и недействующими отдельных положений абзаца 1 части 3, части 6 статьи 4 Закона Сахалинской области "Об оплате труда государственных гражданских служащих Сахалинской области" от 23 сентября 2005 года N 62-ЗО в редакции Закона Сахалинской области от 13 марта 2006 года N 13-ЗО и Приложений NN 1 и 2 к нему.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителей губернатора, администрации Сахалинской области, Сахалинской областной Думы М., С. и Г., поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ К., полагавшего, что решение суда подлежит частичной отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 1 части 3 статьи 4 Закона Сахалинской области от 23.09.2005 г. N 62-ЗО "Об оплате труда государственных гражданских служащих Сахалинской области" в части указания на установление размеров выплаты, предусмотренной пунктом 2 части 1 настоящей статьи (ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы), правовыми актами администрации Сахалинской области и Сахалинской областной Думы, части 6 этой же статьи в части указания на определение размеров материальной помощи гражданским служащим положением, утверждаемым представителем нанимателя, Приложения N 1 к Закону в части размеров должностных окладов гражданских служащих категорий "руководители", "специалисты", "обеспечивающие специалисты" в органах исполнительной власти Сахалинской области (коды должностей 1101, 1102, 1103, 1104, 1105, 1106, 1107, 1201, 1202, 1203, 1301, 3202, 3301, 3401, 4201, 4301, 4401, 4402, 4403, 4404 - в полном объеме, коды 4501, 4502, 4503 - в части размеров окладов от верхнего предела должностных окладов специалистов, специалистов 1, 2 категорий до максимально возможных размеров окладов для соответствующих должностей федеральных гражданских служащих), Сахалинской областной Думе (коды должностей 1101, 1102, 1103, 1104, 1201, 1202, 3102, 3103, 3201, 3202, 3301, 3302, 3303, 3304, 3305, 3401, 4201, 4301, 4401 - в полном объеме, коды 4501, 4502, 4503 - в части размеров окладов от верхнего предела должностных окладов специалистов, специалистов 1, 2 категорий до максимально возможных размеров окладов для соответствующих должностей федеральных гражданских служащих) и избирательной комиссии Сахалинской области (коды должностей 1201, 3201, 3301, 3401 - в полном объеме, коды 4501, 4502, 4503 - в части размеров окладов от верхнего предела должностных окладов специалистов, специалистов 1, 2 категорий до максимально возможных размеров окладов для соответствующих должностей федеральных гражданских служащих), Приложения N 2 к Закону в части размеров окладов за классный чин государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3 классов, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2, 3 классов, референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2, 3 классов, секретарь государственной гражданской службы 1, 2, 3 классов.

В обоснование требований прокурор указал на то, что приведенные выше положения частей 3 и 6 статьи 4 Закона области противоречат федеральному законодательству, поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации не обладают полномочиями по установлению порядка выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы гражданским служащим, а представителям нанимателя не предоставлено право устанавливать размер материальной помощи гражданским служащим.

Сослался на то, что оспариваемые им нормы Приложений к Закону, устанавливающие ежемесячные дополнительные выплаты и должностные оклады лиц, замещающих должности государственных гражданских служащих Сахалинской области, в размерах, превышающих размеры выплат и окладов, установленных соответствующим категориям федеральных гражданских служащих, противоречат пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, поскольку Сахалинская область является получателем финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов российской Федерации, в том числе дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Решением суда от 10 апреля 2006 года положения абзаца 1 части 3 статьи 4 Закона и Приложений NN 1 и 2 к нему признаны недействующими. В признании таковыми положений части 6 статьи 4 Закона прокурору отказано.

Губернатор Сахалинской области, Сахалинская областная Дума в кассационных жалобах просят об отмене решения суда об удовлетворении заявления прокурора, считая его в этой части незаконным.

В кассационном представлении участвующий в деле прокурор просит об отмене решения суда в части отказа в признании недействующими положений части 6 статьи 4 Закона, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда о признании положений абзаца 1 части 3 статьи 4 оспариваемого Закона неправильным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с названной нормой ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы устанавливается правовыми актами администрации Сахалинской области и Сахалинской областной Думы в размерах, не превышающих размеры выплат, установленных для соответствующих категорий федеральных государственных служащих.

Признавая ее противоречащей федеральному закону, а потому недействующей, суд, сославшись на пункт 2 части 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", указал на то, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы уже установлена в размере до 200% этого оклада.

Однако данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемой нормы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

При этом в субъекте Российской Федерации, которому предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки, размеры оплаты труда указанных служащих не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих.

Следовательно, установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы правовыми актами администрации Сахалинской области и Сахалинской областной Думы в размерах до установленных Федеральным законом 200% должностного оклада, но не свыше размеров выплат, установленных для соответствующих категорий федеральных государственных служащих, не могло рассматриваться судом в качестве противоречия федеральному закону.

Довод суда о том, что правом определять порядок выплаты названной надбавки обладает в силу части 7 статьи 50 Федерального закона 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя, полномочиями которого для государственных гражданских служащих Сахалинской области администрация Сахалинской области и Сахалинская областная Дума не обладают, является необоснованным, поскольку указаний на определение этими органами государственной власти порядка выплаты каких-либо надбавок оспариваемые положения абзаца 1 части 3 статьи 4 Закона не содержат.

Согласно части 8 статьи 50 Федерального закона 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

При этом размер материальной помощи Федеральным законом не установлен.

Отказывая прокурору в признании недействующей части 6 той же статьи 4 Закона области в части указания на определение размеров материальной помощи гражданским служащим положением, утверждаемым представителем нанимателя, суд обоснованно исходил из того, что, коль скоро представитель нанимателя в силу части 4 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ вправе перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между различными выплатами, он же вправе предусмотреть положением размер и порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Довод прокурора в кассационном представлении об отсутствии в федеральном законе прямого указания на право представителя нанимателя определять размер материальной помощи, не свидетельствует о том, что такое право не может быть установлено законодательством субъекта Российской Федерации, определяющим в соответствии с частью 7 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда его государственных гражданских служащих.

Прочие доводы представления направлены на иное толкование закона и переоценку исследованных судом доказательств, а потому поводом к отмене решения суда в указанной части быть не могут.

В судебном заседании судом бесспорно установлено, что оспоренными прокурором положениями Приложений NN 1 и 2 к Закону Сахалинской области ежемесячные дополнительные выплаты и должностные оклады лиц, замещающих должности государственных гражданских служащих Сахалинской области определены в размерах, превышающих размеры выплат и окладов, установленных соответствующим категориям федеральных гражданских служащих в Указе Президента Российской Федерации от 06 марта 1998 года N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации".

В связи с этим суд сделал правильный вывод о том, что, поскольку Сахалинская область является получателем финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов российской Федерации, в том числе дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, оспоренные прокурором положения Приложений NN 1 и 2 к Закону Сахалинской области противоречат пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.

Ссылка в кассационных жалобах на отсутствие в решении мотивов неприменения судом Указа Президента Российской Федерации от 09.04.1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих", не основана на процессуальном законе. В соответствии с частью 4 статьи 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны законы, которыми руководствовался суд.

Доводы жалоб о том, что размеры должностных окладов и надбавок государственных гражданских служащих Сахалинской области надлежало сравнивать с размерами окладов и надбавок государственных гражданских служащих аппаратов палат Федерального собрания РФ, Правительства РФ, Администрации и Управления делами Президента РФ, чьи функциональные обязанности в наибольшей степени совпадают, а не территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, противоречат сложившейся правоприменительной практике и направлены на переоценку и других признаков соотносимости должностей федеральных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ, которые были обоснованны учтены судом, в частности, напряженность и интенсивность их работы.

По иным доводам кассационных жалоб решение суда в этой части отменено быть не может.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:

решение Сахалинского областного суда от 10 апреля 2006 года о признании недействующими положений абзаца 1 части 3 статьи 4 Закона Сахалинской области "Об оплате труда государственных гражданских служащих Сахалинской области" от 23 сентября 2005 года N 62-ЗО отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора в указанной части отказать.

В остальной части это же решение оставить без изменения, а кассационные жалобы губернатора Сахалинской области, Сахалинской областной Думы, кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2006 г. N 64-Г06-9


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение