Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 июля 2006 г. N 86-Г06-10 Отдельные положения закона субъекта РФ признаны противоречащими федеральному законодательству, поскольку содержат дополнительные требования к размещению игровых заведений, которые федеральное законодательство не содержит (извлечение)

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 июля 2006 г. N 86-Г06-10
(извлечение)


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Владимирской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Владимирской области от 11 января 2006 года N 3-03 "О размещении игорных заведений и игровых автоматов на территории Владимирской области" (в редакции Закона Владимирской области от 27 апреля 2006 года N 46-ОЗ) по кассационной жалобе Законодательного Собрания Владимирской области на решение Владимирского областного суда от 22 мая 2006 года, которым заявление прокурора удовлетворено, Закон Владимирской области от 11 января 2006 года N 3-ОЗ "О размещении игорных заведений и игровых автоматов на территории Владимирской области" (в редакции Закона Владимирской области от 27 апреля 2006 года N 46-03) признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителя Законодательного Собрания Владимирской области М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации В., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 27 декабря 2005 года принят и 11 января 2006 года Губернатором Владимирской области подписан Закон Владимирской области N 3-03 "Об организации и размещении игорных заведений и игровых автоматов на территории Владимирской области".

Закон официально опубликован в издании "Владимирские ведомости" за N 8 от 18 января 2006 года.

Законом Владимирской области от 27 апреля 2006 года N 46-ОЗ название Закона изложено в новой редакции: "О размещении игровых заведений и игровых автоматов на территории Владимирской области", в Закон внесены иные изменения и дополнения.

Прокурор Владимирской области обратился во Владимирский областной суд с заявлением о признании Закона Владимирской области от 11 января 2006 года N 3-03 "О размещении игорных заведений и игровых автоматов на территории Владимирской области" (в редакции Закона Владимирской области от 27 апреля 2006 года N 46-03) противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

В обоснование своих требований указывал на то, что органы государственной власти Владимирской области, регулируя общественные отношения по размещению игорных заведений и игровых автоматов, вторгаются в сферу правового регулирования, находящегося в исключительной компетенции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства и свободу экономической деятельности (статья 8), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34). Эти права могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 часть 3 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ деятельность по организации и содержанию игорных заведений, проведению азартных игр и пари подлежит лицензированию. В рамках реализации указанных положений Правительством Российской Федерации 15 июля 2002 года принято Постановление N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений", которым, в том числе, урегулированы вопросы, касающиеся требований к размещению игорных заведений.

Между тем, Закон Владимирской области "О размещении игорных заведений и игровых автоматов на территории Владимирской области" от 11 января 2006 года N З-ОЗ в редакции от 27 апреля 2006 года также устанавливает требования к размещению игорных заведений. Кроме того, закрепляя в указанном законе лицензионные требования, областной законодатель необоснованно расширяет круг объектов, где запрещается размещение игорных заведений и игровых автоматов.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Законодательное Собрание Владимирской области, полагая, что судом неправильно были применены нормы материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

В силу ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статьей 34 Конституции РФ предусмотрено право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд обоснованно исходил из того, что формой обеспечения баланса между правом граждан на свободное осуществление предпринимательской деятельности и законными интересами других лиц, а также способом обеспечения единства экономического пространства Российской Федерации является закрепленный на уровне федерального закона институт лицензирования.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии со ст. 5, п. 2 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино) является лицензируемым видом деятельности, перечень работ и услуг по которому устанавливается положением о лицензировании, утверждаемым Правительством РФ.

Согласно пп. "б" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 года N 525, в качестве лицензионного требования и условия при осуществлении данного вида деятельности установлен запрет на размещение тотализаторов и игорных заведений в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность.

Других ограничений мест размещения игорных заведений указанное Положение не содержит.

Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, вопрос размещения объектов игорного бизнеса разрешен федеральным законодательством и субъект Российской Федерации не вправе принимать законодательный акт, устанавливающий какие-либо иные, помимо предусмотренных федеральным законом, ограничения мест размещения игорных заведений.

В противном случае это означало бы наделение субъекта Российской Федерации правом вводить дополнительные лицензионные требования и условия осуществления деятельности по организации и содержанию игорных заведений, в то время как полномочиями на регулирование правоотношений в сфере лицензирования этого вида деятельности субъекты Российской Федерации федеральным законом не наделены.

Поскольку Закон Владимирской области от 11 января 2006 года N 3-03 (в редакции Закона Владимирской области от 27 апреля 2006 года N 46-ОЗ) расширяет установленный п.п. "б" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений перечень ограничений для размещения объектов игорного бизнеса, он правомерно был признан судом противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

Доводы кассационной жалобы Законодательного Собрания Владимирской области основанием к отмене судебного решения служить не могут, так как основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства.

Ссылки кассационной жалобы на то, что оспариваемый Закон Владимирской области вопросов лицензирования не затрагивает, не могут быть признаны правильными, поскольку в силу п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений место размещения объектов такой деятельности относится к числу лицензионных требований и условий.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Владимирского областного суда от 22 мая 2006 года оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательного Собрания Владимирской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 июля 2006 г. N 86-Г06-10


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.