Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2006 г. N 9-Г06-14 Отдельные положения закона субъекта РФ, устанавливающие десятилетний срок проживания в области как основание постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, противоречат федеральному законодательству, которое такой срок не предусматривает (извлечение)

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2006 г. N 9-Г06-14
(извлечение)


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании противоречащим федеральному закону и недействующим в части подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года N 179-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", по кассационному представлению прокурора Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 4 мая 2006 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации В., полагавшей отменить решение суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

27 октября 2005 года Законодательным Собранием Нижегородской области принят и 16 ноября 2005 г. подписан Губернатором Нижегородской области Закон Нижегородской области "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". Закон официально опубликован в издании "Нижегородские новости" N 218(3390) от 23.11.2005 г.

Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона Нижегородской области N 179-3 от 16.11.2005 года "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" в части слов "и проживающие на территории Нижегородской области не менее 10 лет", ссылаясь на то, что установление десятилетнего срока проживания в Нижегородской области как основания постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, противоречит федеральному законодательству.

4 мая 2006 года Нижегородским областным судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как постановленного с неправильным применением норм материального права, просит в кассационном представлении прокурор Нижегородской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Оспариваемый Закон Нижегородской области от 16.11.2005 года N 179-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", как указано в статье 1, устанавливает в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации единый порядок ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также устанавливается период, предшествующий принятию гражданина на учет для получения жилого помещения по договору социального найма, за который учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 указанного Закона установлено, что состоять на учете имеют право малоимущие, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и проживающие в Нижегородской области не менее 10 лет.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления о признании этой нормы недействующей в части слов "и проживающие на территории Нижегородской области не менее 10 лет", суд исходил из того, что оспариваемый закон принят по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, поскольку вопрос о сроке постоянного проживания как условие для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, законодательством Российской Федерации не урегулирован, Нижегородская область вправе установить такое условие, которое можно отнести к организационно-учетным правилам, направленным на обеспечение справедливого распределения жилья, что не противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Судебная коллегия не считает возможным согласиться с таким выводом, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с подпунктом "к" пункта 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут регулировать правовые отношения, не урегулированные федеральным законом, но не могут ему противоречить.

Жилищным кодексом РФ разграничены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации РФ в области жилищных правоотношений.

Вопросы оснований и порядка принятия на учет граждан, определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися, определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 Кодекса), к компетенции субъектов Российской Федерации отнесено лишь установление порядка определения дохода, приходящегося на каждого члена семьи и определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).

Оспариваемый закон устанавливает в соответствии с ч. 7 ст. 13 ЖК РФ единый порядок ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 указанного закона право малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса состоять на учете в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, ставится в зависимость от срока проживания в конкретном населенном пункте. Таким образом, оспариваемая норма вводит дополнительное условие для постановки указанных граждан на учет.

Между тем, основания и порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлены Жилищным кодексом РФ.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, (ч.ч. 1,2 ст. 49 ЖК РФ)

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.

Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 ЖК РФ.

Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, введение законодателем Нижегородской области предписания о 10-летнем сроке проживания как условия постановки на учет граждан по существу вводит дополнительные условия принятия на учет граждан, не предусмотренные федеральным законом, тем самым ограничивает права малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, на предоставление жилых помещений по договорам социального найма, установленные статьями 49, 52, 57 ЖК РФ.

Нельзя согласиться с доводом суда о том, что Нижегородская область как субъект Российской Федерации в отсутствие федерального закона была вправе принять собственный правовой акт по этому вопросу, установив десятилетний срок проживания, поскольку основания и порядок принятия на учет граждан установлены Жилищным кодексом РФ, который не предоставляет субъектам Российской Федерации права вводить дополнительные условия постановки граждан на учет по своему усмотрению.

Ссылки суда на положения ст. 209 ГК РФ в данном случае нельзя признать обоснованными, поскольку оспариваемый Закон устанавливает единый порядок ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, п.п. 1 п. 1 ст. 2 определяет условия постановки на учет малоимущих граждан, которым по договорам социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ предоставляются жилые помещения муниципального жилого фонда.

Таким образом, в данном случае субъект Российской Федерации установил обязательные для исполнения нормы по распоряжению не только жилищным фондом, находящимся в его собственности, но и муниципальным жилищным фондом. При таких обстоятельствах несостоятелен довод суда о том, что Нижегородская область установила правила распоряжения принадлежащей ему собственностью по своему усмотрению.

Что же касается определения Конституционного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2002 г. N 123-O, на которое ссылается суд, то оно не затрагивало вопроса длительности постоянного проживания по предмету обращения в Конституционный Суд РФ, а организационно-учетные правила подчиняло реализации конституционного права на жилище.

По изложенным мотивам вывод суда первой инстанции о соответствии подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона Нижегородской области N 179-3 от 16.11.2005 года федеральному закону является ошибочным, а вынесенное по делу судебное решение не может быть признано законным и подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся материалов, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении заявления прокурора.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Нижегородского областного суда от 4 мая 2006 года - отменить.

Принять новое решение, которым признать недействующим со дня вступления в силу настоящего решения подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Закона Нижегородской области N 179-3 от 16.11.2005 года "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" в части слов "и проживающие на территории Нижегородской области не менее 10 лет".


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2006 г. N 9-Г06-14


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.