Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2006 г. N 1-Г06-28 Определение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установление порядка и форм их предоставления отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов РФ, но они не могут противоречить требованиям к мерам социальной поддержки той же категории граждан, установленным федеральным законом

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 4 октября 2006 г. N 1-Г06-28


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 4 октября 2006 года дело по кассационной жалобе администрации Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 19 июля 2006 года, которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Архангельской области о признании недействующими и не подлежащими применению некоторых положений абзаца 2 пункта 4 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, пункта 6 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки ветеранам, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, и иным категориям граждан, утвержденных постановлением главы администрации области от 30 декабря 2005 года N 236 "Об утверждении порядков назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации области по вопросам предоставления мер социальной поддержки" (в редакции от 6 марта 2006 года).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г., полагавшей, что решение суда должно быть оставлено без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзаца 2 пункта 4 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов в части слов: "с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление", пункта 6 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки ветеранам, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, и иным категориям граждан, в части слов: "с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление" в отношении ветеранов, утвержденных постановлением главы администрации области от 30 декабря 2005 года N 236 "Об утверждении порядков назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации области по вопросам предоставления мер социальной поддержки" (в редакции от 6 марта 2006 года), ссылаясь на то, что оспариваемые нормы приняты администрацией области в нарушение федерального законодательства.

Решением суда от 19 июля 2006 года заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе администрации Архангельской области ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

В пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 данного Закона указаны категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

Пунктом 3 части 1, частями 2, 3 и 6 статьи 14 этого же Закона установлено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 4 статьи 14 названного Закона


Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки в виде субвенций и полномочия по установлению форм предоставления указанных мер социальной поддержки.

Удовлетворяя требования прокурора, суд обоснованно исходил из того, что вопрос определения времени предоставления указанных выше мер социальной поддержки разрешен федеральным законодателем и у органов государственной власти субъектов Российской Федерации не было полномочий на его решение по иному.

Так в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 14 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ, части 1 статьи 5 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 10 января 2002 года N 2-ФЗ.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что содержащееся в абзаце 2 пункта 4 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов правило о предоставлении этой меры социальной поддержки с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление, противоречит федеральному закону, следует признать правильным.

Довод кассационной жалобы администрации Архангельской области о том, что сроки предоставления меры социальной поддержки определены в том же порядке, что и в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", проверялся судом и правомерно признан им необоснованным, поскольку названное Постановление устанавливает порядок предоставления федеральных мер социальной поддержки, не включающих льготную оплату жилья и коммунальных услуг. При этом суд руководствовался Федеральным законом.

Признавая недействующим пункт 6 Порядка назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки ветеранам, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, и иным категориям граждан в части слов: "с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление", в отношении ветеранов, суд обоснованно посчитал эти положения противоречащими статье 28 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, в соответствии с которой реализация мер социальной поддержки осуществляется по предъявлению ветеранами удостоверений.

Ссылка в кассационной жалобе администрации области на то, что оспоренные прокурором положения приняты в пределах компетенции главы администрации области, основанной на разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что федеральным законом именно последним предоставлено право определять порядок и формы предоставления мер социальной поддержки указанным выше категориям граждан, является несостоятельной.

Отнесение определения мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установления порядка и форм их предоставления к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации не означает, что такая компетенция может осуществляться в противоречие требованиям федерального закона, установленным к мерам социальной поддержки той же категории граждан.

Прочие доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:

решение Архангельского ообластного# суда от 19 июля 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Архангельской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2006 г. N 1-Г06-28


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.