Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2006 г. N 51-Г06-23 Субъекты РФ вправе за счет собственных средств установить меры социальной поддержки в отношении бывших педагогических работников в размере, который они определят самостоятельно, поскольку установление мер социальной поддержки сельским учителям-пенсионерам является правом субъектов РФ, а не обязанностью

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 4 октября 2006 г. N 51-Г06-23


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Алтайского края о признании недействующими наименования в части слов "финансируемых из краевого и местных бюджетов", пункта 1 в части слов "финансируемых из краевого и местных бюджетов", пункта 13 в части слов "и пользовавшиеся на момент выхода на пенсию льготами по оплате жилья и коммунальных услуг" и "в краевых и муниципальных учреждениях, финансируемых из краевого и местных бюджетов" Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из краевого и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 17 ноября 2005 года N 668, по кассационным жалобам Администрации Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 24 июля 2006 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., объяснения представителя Администрации Алтайского края Х., поддержавшей доводы кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В. об отмене решения в части, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Алтайского края обратился суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что пункты 1 и 13 Положения противоречат федеральному и краевому законодательству, поскольку распространяют порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения лишь на педагогических работников образовательных учреждений, финансируемых из краевого и местных бюджетов, а также на педагогических работников, вышедших на пенсию и отработавших не менее 10 лет в краевых и муниципальных учреждениях, финансируемых из краевого и местных бюджетов. Кроме того, пунктом 13 Положения предусмотрено дополнительное условие предоставления названного права пенсионерам пользование на момент выхода на пенсию льготами по оплате жилья и коммунальных услуг.

Решением Алтайского краевого суда от 24 июля 2006 года постановлено: признать недействующими наименование в части слов "финансируемых из краевого и местных бюджетов", пункт 1 в части слов "финансируемых из краевого и местных бюджетов", пункт 13 в части слов "в краевых и муниципальных учреждениях, финансируемых из краевого и местных бюджетов" Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из краевого и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 17 ноября 2005 года N 668. В удовлетворении требований прокурора Алтайского края в остальной части отказать. Взыскать с администрации Алтайского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Пунктом 1 Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из краевого и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), предусмотрено, что оно в соответствии с Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 года N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" определяет порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из краевого и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Алтайского края.

Признав недействующим пункт 1 оспариваемого Положения в части слов "финансируемых из краевого и местных бюджетов", суд пришел к правильному выводу о том, что ограничение в данном пункте круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, только теми педагогическими работниками, которые работают в образовательных учреждениях, финансируемых из краевого и местных бюджетов, противоречит действующему федеральному законодательству.

Педагогические работники, которые осуществляют свою трудовую деятельность в образовательных учреждениях, финансируемых не из краевого и местных бюджетов, а из других источников, по существу лишаются возможности воспользоваться своим правом и реализовать его, а потому их право подлежит защите.

Доводы кассационных жалоб в этой части решения не опровергают выводов суда.

Суд проанализировал нормы правовых актов и правильно сопоставил предмет регулирования сферу действия оспариваемого акта и федерального законодательства.

Оснований для отмены решения в этой части, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

Вместе с тем, вывод суда о признании недействующим пункта 13 в части слов "в краевых и муниципальных учреждениях, финансируемых из краевого и местных бюджетов" нельзя признать состоятельным.

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" право устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) предоставлено субъекту Российской Федерации.

Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР, предусматривавшая право специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное жилье с отоплением и освещением, утратила силу с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Право сельских учителей, ушедших на пенсию, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением было установлено постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (с изменениями от 21 июня 1988 года), затем эта льгота была подтверждена постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года.

На основании этих нормативных правовых актов сельским учителям, ушедшим на пенсию, ранее предоставлялись указанные льготы.

В настоящее время Закон РФ "О социальном развитии села" признан утратившим силу, а постановление Совета Министров СССР и постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС применяться не могут, так как они противоречат действующему федеральному законодательству, которое не предусмотрело предоставление мер социальной поддержки сельским учителям-пенсионерам за счет федерального бюджета.

Таким образом, вышеуказанные акты по предмету, который отнесен к совместному ведению РФ и субъекта РФ, не является для закона субъекта РФ нормативным правовым актом большей юридической силы.

Федеральным законодательством в настоящее время не предусмотрено предоставление сельским учителям-пенсионерам возмещения расходов на оплату отопления и освещения жилья и не возложена обязанность по предоставлению таких льгот на субъект РФ, поскольку установление мер социальной поддержки учителям-пенсионерам является правом, а не обязанностью субъекта РФ.

При таких обстоятельствах, законодатель Алтайского края в соответствии с п. 5 ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 года N 184-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 года) за счет собственных средств вправе установить меры социальной поддержки в отношении бывших педагогических работников в размере, который он определяет самостоятельно.

Решение суда в этой части подлежит отмене, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.

Судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в этой части удовлетворении заявления отказать.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Алтайского краевого суда от 24 июля 2006 года в части удовлетворения требований прокурора Алтайского края о признании недействующим пункта 13 в части слов "в краевых и муниципальных учреждениях, финансируемых из краевого и местных бюджетов" Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из краевого и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 17 ноября 2005 года N 668 - отменить. Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении вышеназванных требований прокурора Алтайского края.

Это же решение в остальной части оставить без изменения, а кассационные жалобы Администрации Алтайского края - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2006 г. N 51-Г06-23


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение