Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2006 г. N 54-Г06-9 Проверка технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре может проводиться как Госавтоинспекцией с использованием средств технического диагностирования, имеющихся у нее или у привлекаемых в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с последующим контролем качества работ Государственной инспекцией

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 18 октября 2006 г. N 54-Г06-9


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 октября 2006 г. дело по заявлению прокурора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о признании противоречащим федеральному законодательству и не соответствующим Кодексу РФ об административных правонарушениях пункта 1 Постановления администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 27 июня 2005 г. N 269 "Об установлении размеров платы за выполнение работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования" и приложения к нему, по кассационному представлению И.о. прокурора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа на решение суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 18 июля 2006 г., которым в удовлетворении заявления прокурора отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., объяснения представителя Администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Р., полагавшую решение суда первой инстанции законным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г., не поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа обратился в суд с указанным выше заявлением, указывая на то, что в соответствии с оспариваемым актом для прохождения государственного технического осмотра в органах Госавтоинспекции с владельцев автотранспорта требуется предъявление диагностической карты технического состояния автомобиля, которая выдается коммерческой организацией после внесения установленной платы, что противоречит федеральному законодательству. С принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. 12.1 с примечанием) оспариваемая норма, в части утверждения размера платы за проведение технического контроля с использованием средств технического диагностирования, противоречит ему.

18 июля 2006 г. судом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа постановлено указанное выше решение, мотивированное тем, что позиция прокурора основана на неправильном толковании норм материального права.

В кассационном представлении И.о. прокурора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьями 4 и 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе путем государственного контроля за техническим состоянием транспортных средств, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 17 этого же закона, находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру, порядок прохождения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что обязательный государственный технический осмотр транспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в установленном порядке в ГИБДД МВД РФ организуется и проводится инспекцией, которая может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре. Пунктом 10 данного Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Постановлением, которое также конкретизировано в ряде нормативных актов, какими являются: положение о проведении государственного технического осмотра транспортных средств и прицепов к ним, Порядок установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, Порядок взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, Правила государственного технического осмотра транспортных средств.

В целях реализации предписаний, указанных в данных правовых актах, Администрацией Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и принято вышеназванное и оспариваемое в части прокурором округа постановление, пунктом 1 которого, устанавливается размер платы за выполнение работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования.

Судом первой инстанции признано, что данное постановление Администрацией Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа принято в пределах предоставленных полномочий и в рамках действующего законодательства. Установлено, что платежи за проведение технического осмотра с использованием средств технического диагностирования направляются целевым назначением на финансирование затрат на проведение осмотра и развития материально-технической базы специализированных подразделений ГИБДД, на изготовление талонов техосмотра, затраты по транспортировке, хранению, оформлению и выдаче специальной продукции.

Ссылка в кассационном представлении на статью 12.1 с примечанием к ней Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, запрещающую при государственном техническом осмотре транспортных средств проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности, а также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических и технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом, не может служить основанием к отмене судебного постановления. Доводы заявления и кассационного представления о том, что поскольку инструментальная проверка транспортного средства в организации и проверка технического состояния транспортного средства в организации с использованием средств технического диагностирования с выдачей диагностической карты имеют одно и то же смысловое содержание, подразумевающее деятельность по платному обследованию (проверке) технического состояния транспортного средства с использованием инструментов, приборов и другого оборудования, а следовательно, у Администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа не имелось законных оснований для принятия оспариваемого акта, а также о том, что такую проверку проводит АО "Таймырбыт", выигравшее соответствующий конкурс и заключившее в Территориальным органом ГИБДД МВД договор о проведении технического осмотра транспортных средств, и при этом, только после прохождения техосмотра в АО "Таймырбыт" и получения диагностической карты технического состояния органами ГИБДД округа выдается талон технического осмотра транспортного средства, не могут быть признаны состоятельными.

В соответствии с пунктами 7 и 9 названного выше Положения "О проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверка технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре проводится с использованием средств технического диагностирования, имеющихся в Госавтоинспекции, а также у привлекаемых в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Контроль за качеством работ по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, проводимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляют подразделения Государственной инспекции.

Из приведенных правовых положений следует, что проверка технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре может проводиться как Госавтоинспекцией с использованием средств технического диагностирования, имеющихся у нее и (или) у привлекаемых в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с последующим контролем качества работ Государственной инспекцией.

Нормативным правовым актом Российской Федерации (п.п. 1-4 Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 в ред. от 31.12.2005 г.) установлено, что обязательный государственный технический осмотр автомототранспортных средств организуется и проводится Госавтоинспекцией, которая может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре. Установление же на период до 1 июля 2005 г. введения проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре отнесено к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из содержания оспариваемого прокурором п. 1 постановления видно, что последним установлен размер платы за выполнение работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования согласно приложению. Положений, которые предусматривали бы проведение подобной проверки в организациях независимо от формы собственности с последующим предъявлением при прохождении государственного технического осмотра диагностической карты, оспариваемая норма не содержит, а следовательно, у суда не было оснований считать, что последнее принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, вошедшим в противоречие со статьей 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечанием к ней. Предлагаемое прокурором толкование указанного Примечания по существу сводится к запрету на проведение любой инструментальной проверки, включая проверку органами Госавтоинспекции технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования организациями, привлекаемыми к участию в такой проверке, что означает, что только органы Госавтоинспекции, не имеющие собственной материально-технической базы, должны разрешить вопрос о соответствии технического состояния транспортного средства установленным правилам, стандартам и техническим нормам, допуске транспортного средства к эксплуатации, исключая при этом применение каких-либо инструментов, приборов и т.д., то есть лишь посредством визуального осмотра.

Такое положение не может быть признано соответствующим Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", задачами которого в силу его статьи 1 является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Доводы представления о том, что на практике проверка технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования осуществляется юридическими лицами с выдачей диагностических карт, не может служить поводом для признания оспариваемого акта не соответствующим закону. Данное обстоятельство касается вопросов правоприменения и не может быть предметом настоящего судебного разбирательства, поскольку выходит за рамки осуществляемого судом в порядке главы 24 ГПК РФ абстрактного нормоконтроля.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 18 июля 2006 г. оставить без изменения, а кассационное представление и.о. прокурора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа - без удовлетворения.


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оставила без изменения решение суда, в соответствии с которым прокурору было отказано в удовлетворении требования о признании противоречащим федеральному законодательству и не соответствующим КоАП РФ нормативного акта субъекта РФ, касающегося установления размеров платы за выполнение работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования. Как утверждал заявитель, в соответствии с оспариваемым актом для прохождения государственного технического осмотра в уполномоченных органах с владельцев автотранспорта требуется предъявление диагностической карты технического состояния автомобиля, которая выдается коммерческой организацией после внесения установленной платы, что противоречит федеральному законодательству, поскольку с принятием КоАП РФ (ст. 12.1 с примечанием) оспариваемая норма в части утверждения размера платы за проведение технического контроля с использованием средств технического диагностирования противоречит ему.

Судебная коллегия пояснила, что, исходя из Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880, проверка технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре может проводиться как Госавтоинспекцией с использованием средств технического диагностирования, имеющихся у нее и (или) у привлекаемых в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с последующим контролем качества работ Государственной инспекцией. Вместе с тем предлагаемое прокурором толкование примечания к ст. 12.1 КоАП РФ по существу сводится к запрету на проведение любой инструментальной проверки, включая проверку органами Госавтоинспекции технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования организациями, привлекаемыми к участию в такой проверке, что означает, что только органы Госавтоинспекции, не имеющие собственной материально-технической базы, должны разрешить вопрос о соответствии технического состояния транспортного средства установленным правилам, стандартам и техническим нормам, допуске транспортного средства к эксплуатации, исключая при этом применение каких-либо инструментов, приборов и т.д., то есть лишь посредством визуального осмотра. Однако такой подход не может быть признан соответствующим Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2006 г. N 54-Г06-9


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.