Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2006 г. N 63-Г06-43 Суд признал недействующими территориальные строительные нормы субъекта РФ, поскольку они приняты без соглашения с федеральными органами исполнительной власти о передаче ими части своих полномочий в сфере проектирования и строительства субъекту РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2006 г. N 63-Г06-43


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Ненецкого автономного округа о признании недействующими постановления Главы Администрации Ненецкого автономного округа "Об утверждении территориальных строительных норм Ненецкого автономного округа по энергопотреблению и теплозащите жилых и общественных зданий" N 882 от 13 декабря 2001 года (N 745 в редакции от 23 декабря 2002 года), "Территориальных строительных норм Ненецкого автономного округа по энергопотреблению и теплозащите жилых и общественных зданий" (ТСН 23-333-2002 НАО) по кассационной жалобе Администрации Ненецкого автономного округа на решение суда Ненецкого автономного округа от 31 июля 2006 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Ненецкого автономного округа обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Главы Администрации Ненецкого автономного округа "Об утверждении территориальных строительных норм Ненецкого автономного округа по энергопотреблению и теплозащите жилых и общественных зданий" N 882 от 13 декабря 2001 года (N 745 в редакции от 23 декабря 2002 года), и Территориальных строительных норм Ненецкого автономного округа по энергопотреблению и теплозащите жилых и общественных зданий (ТСН 23-333-2002 НАО), (ТСН), ссылаясь на то, что положения оспариваемого нормативного акта не соответствуют положениям федерального законодательства, а именно: ч. 1 ст. 4, п. 3 ч. 1 ст. 7 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ (в редакции от 31 декабря 2005 года), ст. 2 ФЗ "Об энергосбережении" N 28-ФЗ от 3 апреля 1996 года, ст. 1З ФЗ "О техническом регулировании" N 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года (в редакции ФЗ от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ).

Решением суда Ненецкого автономного округа от 31 июля 2006 года постановлено: заявление исполняющего обязанности прокурора Ненецкого автономного округа о признании постановления Главы Администрации Ненецкого автономного округа "Об утверждении территориальных строительных норм Ненецкого автономного округа по энергопотреблению и теплозащите жилых и общественных зданий" N 882 от 13 декабря 2001 года (N 745 в редакции от 23 декабря 2002 года), "Территориальных строительных норм Ненецкого автономного округа по энергопотреблению и теплозащите жилых и общественных зданий" (ТСН 23-333-2002 НАО) противоречащими федеральному законодательству и недействующими - удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими: постановление Главы Администрации Ненецкого автономного округа "Об утверждении территориальных строительных норм Ненецкого автономного округа по энергопотреблению и теплозащите жилых и общественных зданий" N 882 от 13 декабря 2001 года (N 745 в редакции от 23 декабря 2002 года), "Территориальные строительные нормы Ненецкого автономного округа по энергопотреблению и теплозащите жилых и общественных зданий" (ТСН 23-333-2002 НАО), со дня вступления решения в законную силу.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права. Оспариваемые Территориальные строительные нормы Ненецкого автономного округа (ТСН НАО) самостоятельно не устанавливают показатели энергоэффективности строительной продукции. Постановлением от 13.12.01 N 882 (в редакции от 23.12.02 N 745) утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования, что подтверждается абзацами 3, 4 "Введения", п. 1.2, разделом 4.2 ТСН НАО.

Кроме того, при принятии решения суд необоснованно применил положения федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.02 N 184-ФЗ и Федерального закона "Об энергосбережении".

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

С учетом положений абзаца 1 "Введения" Территориальных строительных норм Ненецкого автономного округа (ТСН НАО) данные правовые нормы разработаны в соответствии со ст. 53 Градостроительного кодекса РФ в редакции ФЗ от 07.05.98, с целью обеспечения эффективного использования тепловой энергии, расходуемой на отопление зданий при обеспечении комфортных условий пребывания в них людей.

Согласно абзацу 3 "Введения" ТСН НАО территориальные строительные нормы преследуют цель проектирования с эффективным использованием энергии путем выявления суммарного эффекта энергосбережения от использования архитектурных, строительных и инженерных решений, направленных на экономию энергетических ресурсов.

Аналогичные положения содержаться также в п. 1.1 раздела 1, п.п. 4.1.1 п. 4.1 раздела 4 ТСН НАО.

Кроме того, из п.п. 4.2.7 п. 4.2 раздела 4, п.п. 7.1.1 п. 7.1 раздела 7 ТСН НАО прямо следует, что в ТСН НАО установлены показатели энергосбережения и энергетической эффективности здания.

Согласно Федеральному закону "Об энергосбережении" от 03.04.96 N 28-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов. При этом в соответствии с положениями ст. 1 ФЗ "Об энергосбережении" под энергосбережением понимается реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

В государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию в соответствии со ст. 5 ФЗ "Об энергосбережении" от 03.04.96 N 28-ФЗ включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Территориальные строительные нормы Ненецкого автономного округа (ТСН НАО) представляют собой стандарты (нормативные документы) по проектированию и строительству, сделан правильно.

В силу п. "р" ст. 71 Конституции РФ стандарты (в том числе строительные нормы и правила) отнесены к ведению Российской Федерации.

Во исполнение данной конституционной нормы согласно п.п. 20 п. 7 "Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике", утвержденном постановлением Правительства РФ от 26.01.99 N 95 Госкомитет уполномочен разрабатывать, принимать и вводить в действие и издавать нормы и правила, государственные стандарты и инструкции в области строительства, архитектуры.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства РФ следует читать как "от 25 января 1999 г."


При таких обстоятельствах суд правильно сослался на то, что единственными правомерными стандартами (нормативными документами) по проектированию и строительству в Российской Федерации являются ГОСТы и строительные нормы и правила - СниПы, утвержденные Госстроем России и действующие на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией России.

Вместе с тем, в силу ст. 78 п. 2 Конституции РФ субъекты РФ могут заниматься таким правотворчеством, но при условии, что федеральные органы исполнительной власти передали им, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

В соответствии с положениями ст. 2 ФЗ "Об энергосбережении", законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако соглашения с федеральными органами исполнительной власти о передаче органам государственной власти Ненецкого автономного округа полномочий по установлению стандартов в области энергопотребления и теплозащиты жилых и общественных зданий, о предоставлении субъекту Российской Федерации права принятия нормативных правовых актов в области энергосбережения не заключались.

Судом обоснованно применены положения Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.02 N 184-ФЗ, ст. 1 которого определена сфера деятельности Закона. При этом в ч. 3 ст. 1 ФЗ "О техническом регулировании" прямо названо, что действия настоящего Федерального закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Таким образом, действие вышеназванного закона распространяется на все иные стандарты, включая стандарты по проектированию и строительству.

Кроме того, оспариваемый нормативный акт был разработан в соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса в редакции ФЗ от 07.05.98.

Нормами ст. 5.3 ч. 1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции ФЗ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ) предусматривалось, что субъекты Российской Федерации в соответствии с федеральными градостроительными нормативами и правилами разрабатывают градостроительные нормативы и правила субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических, социально-демографических, национальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 53 ч. 1 Градостроительного кодекса РФ


Согласно ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ, введенного в действие в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 2 декабря 2004 г. N 191-ФЗ (в ред. от 31.12.2005 г.), законодательство с градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 191-ФЗ следует читать как "от 29 декабря 2004 г."


Вывод суда, что действующее законодательство о градостроительной деятельности не регулирует отношения, связанные с разработкой градостроительных нормативов и правил, в том числе и субъектами Российской Федерации, сделан правильно.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 указанного кодекса, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесено лишь утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования.

Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке градостроительных норм и правил действующим Градостроительным кодексом РФ не предусмотрены.

Ссылки администрации НАО на ряд подзаконных актов, позволяющих принимать оспариваемые нормы, нельзя признать состоятельными.

Оспариваемые ТСН разработаны на основании постановления Правительства РФ от 02.11.95 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" и Федеральной целевой программы "Энергосбережение России", принятой постановлением Правительства РФ от 24.01.98 N 80.

Вместе с тем, указанное постановление утратило силу, в связи с изданием постановления Правительства РФ от 04.08.05 N 492. Постановление Правительства РФ "О Федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы" от 24.01.98 N 80 также утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 24 августа 2002 N 630.

Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения.

Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение суда Ненецкого автономного округа от 31 июля 2006 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Ненецкого автономного округа края - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2006 г. N 63-Г06-43


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.