Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2006 г. N 56-Г06-44 Суд отказал в признании недействующими отдельных норм закона субъекта РФ, поскольку согласно федеральному законодательству порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается именно законами субъекта РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2006 г. N 56-Г06-44


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Приморского края о признании недействующими абзацев 2 и 3 статьи 2 Закона Приморского края от 06.06.2005 N 258-КЗ "О порядке и размерах выплаты ежемесячных денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" (в редакции Закона Приморского края от 10.05.2006 N 359-К3) по кассационному представлению Прокуратуры Приморского края на решение Приморского краевого суда от 19 сентября 2006 года, которым оставлено без удовлетворения заявление прокурора Приморского края в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Приморском крае, о признании противоречащими федеральному законодательству абзацев 2 и 3 статьи 2 Закона Приморского края от 06.06.2005 N 258-КЗ "О порядке и размерах выплаты ежемесячных денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" (в редакции Закона Приморского края от 10.05.2006 N 359-К3).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., объяснения представителя Законодательного Собрания Приморского края Б., возражавшей против отмены решения, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации

С., полагавшей кассационное представление удовлетворить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

25.05.2005 года принят Закон Приморского края N 258-КЗ "О порядке и размерах выплаты ежемесячных денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)", 26.04.2006 года в Закон Приморского края N 358-КЗ были внесены изменения Законом Приморского края N 359 "О внесении изменений в Закон Приморского края "О порядке и размерах выплаты ежемесячных денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)".

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "в Закон Приморского края N 358-КЗ" следует читать "в Закон Приморского края N 258-КЗ"


Статья 2 Закона Приморского края от 06.06.2005 N 258-КЗ устанавливает размер выплаты ежемесячных денежных средств на содержание (питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан, в следующих размерах: на содержание дошкольников (от 0 до 6 лет) - 3250 рублей; на содержание школьников (от 7 до 18 лет) - 4000 рублей.

Прокурор Приморского края обратился в Приморский краевой суд с указанным заявлением. Оспаривал абзацы 2 и 3 статьи 2 Закона Приморского края "О порядке и размерах выплаты ежемесячных денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" в части размера опекунского пособия "3250 рублей" и "4000 рублей". В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемые размеры выплат опекунам (попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), на дошкольников (от 0 до 6 лет) - 3250 руб. и на школьников (от 7 до 18 лет) - 4000 руб. существенно занижены по сравнению с нормами материального обеспечения, установленными постановлением губернатора Приморского края от 22.05.2006 года N 60-пг "Об утверждении норм обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в краевых государственных учреждениях". Ссылался на заключение специалиста Приморской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции России от 19.07.2006 года N 1-11/532, 946/51, согласно выводам которого размер достаточного пособия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на приобретение продуктов питания и непродовольственных товаров, перечисленных в Приложениях 1, 2 к Постановлению губернатора Приморского края N 60-пг от 22.05.2006 года, составляет для дошкольника 4141,95 руб., для школьника - 6043,60 руб. То есть, оспариваемый размер опекунских пособий позволяет компенсировать лишь часть расходов на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь и не обеспечивает возмещение их полной стоимости, как это предусмотрено федеральным законодательством. Указывал на неравное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан по отношению к детям, обучающимся в федеральных и краевых государственных учреждениях, что противоречит пункту 1 статьи 4 ФЗ РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" не допускающего дискриминацию указанных лиц.

Решением Приморского краевого суда от 19 сентября 2006 года в удовлетворении заявления прокурора Приморского края в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Приморском крае, о признании противоречащими федеральному законодательству абзацев 2 и 3 статьи 2 Закона Приморского края от 06.06.2005 N 258-КЗ "О порядке и размерах выплаты ежемесячных денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" (в редакции Закона Приморского края от 10.05.2006 N 359-К3) отказано.

В кассационном представлении прокурор отдела прокуратуры Приморского края просит решение Приморского краевого суда от 19 сентября 2006 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Приморский краевой суд. Полагает решение незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.

В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом "ж" статьи 72 Конституции РФ" следует читать "пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ"


Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и статье 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это предоставление им за время пребывания в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости и др.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "21 декабря 1996 г."


Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ред. от 14.05.2001 года закреплено право опекуна на ежемесячное получение денежных средств на содержание ребенка, установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ опекуну (попечителю) на содержание ребенка выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 года N 199, установлено, что опекунам (попечителям) выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в абзац 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса Российской Федерации внесены изменения и с 1 января 2005 года порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта Российской Федерации.

Ссылки прокурора отдела прокуратуры Приморского края в кассационном представлении на постановление губернатора Приморского края от 22.05.2006 года N 60-пг и заключение специалиста Приморской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции России от 19.07.2006 года N 1-11/532, 946/51 основанием к отмене решения Приморского краевого суда от 19 сентября 2006 года служить не может, поскольку Закон Приморского края от 06.06.2005 N 258-КЗ не подлежит проверке на соответствие в порядке нормоконтроля подзаконному нормативному правовому акту и выводам отдельного специалиста.

Как указано выше со ссылкой на ст. 150 СК Российской Федерации, порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается именно законами субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы кассационного представления убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Приморского краевого суда от 19 сентября 2006 года оставить без изменения, а кассационное представление прокуратуры Приморского края - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2006 г. N 56-Г06-44


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение