Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2006 г. N 60-Г06-19 Суд признал закон субъекта РФ недействующим в части должностей заместителя губернатора области - руководителя департамента (комитета, управления), поскольку названные должности относятся к должностям государственной гражданской службы субъекта, а потому не являются государственными должностями субъекта

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 15 ноября 2006 г. N 60-Г06-19


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 15 ноября 2006 года гражданское дело по кассационному представлению первого заместителя прокурора Камчатской области на решение Камчатского областного суда от 5 сентября 2006 года по заявлению первого заместителя прокурора Камчатской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 3 Приложения N 1, Приложения N 2 и Приложения N 3 к Закону Камчатской области от 19 декабря 2005 года N 428 "О денежном вознаграждении и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Камчатской области".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения Губернатора Камчатской области М., представителя администрации Камчатской области К., полагавших решение суда законным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Первый заместитель прокурора Камчатской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 3 Приложения N 1, Приложения N 2 и Приложения N 3 к Закону Камчатской области от 19 декабря 2005 года N 428 "О денежном вознаграждении и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Камчатской области" в части должностей первого заместителя губернатора Камчатской области, заместителя губернатора Камчатской области, заместителя губернатора Камчатской области - руководителя департамента (комитета, управления).

В обоснование заявления сослался на то, что названные должности относятся к должностям государственной гражданской службы субъекта, а потому не являются государственными должностями субъекта, в связи с чем нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит Федеральному закону от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В судебном заседании представитель первого заместителя прокурора Камчатской области заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, при этом уточнила, что просит признать недействующими оспариваемые положения в редакции закона с учетом внесенных в него 6 мая 2006 года изменений.

Губернатор Камчатской области и его представитель, представитель Совета народных депутатов Камчатской области возражали против удовлетворения заявления прокурора.

Решением Камчатского областного суда от 5 сентября 2006 года заявление первого заместителя прокурора Камчатской области удовлетворено частично.

В кассационном представлении первого заместителя прокурора Камчатской области поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.

В силу положений Конституции Российской Федерации федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, а установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. "т" ст. 71, п. "н" ч. 1 ст. 72, ч. 2 и ч. 5 ст. 76).

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

В силу положений Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 2, п. 4 ст. 17).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории: руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий и др.

Согласно ст. 8 Устава Камчатской области высшим должностным лицом Камчатской области является губернатор Камчатской области. Исполнительную власть в Камчатской области осуществляет администрация Камчатской области под руководством губернатора Камчатской области.

В соответствии с Уставом Камчатской области (ст. 24), Законом Камчатской области от 20 февраля 2001 года N 130 "О структуре администрации Камчатской области" и Законом Камчатской области от 24 июня 1996 года N 42 "Об органах государственной власти Камчатской области" в структуру администрации Камчатской области входят - структурные подразделения - государственные органы управления Камчатской области (департаменты, управления, комитеты, отделы, комиссии, инспекции, представительства и другие).

Проанализировав ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и положения Устава Камчатской области, Закона Камчатской области от 20 февраля 2001 года N 130 "О структуре администрации Камчатской области", суд пришел к правильному выводу о том, что должность руководителя и заместителя руководителя структурного подразделения (департаменты, управления, комитеты, отделы, комиссии, инспекции, представительства и др.) является должностью государственной гражданской службы. Следовательно, должность заместителя губернатора Камчатской области - руководителя департамента (комитета, управления) является должностью государственной гражданской службы.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявление первого заместителя прокурора по признанию противоречащим федеральному законодательству п. 3 Приложения N 1, Приложения N 2 и Приложения N 3 к Закону Камчатской области от 19 декабря 2005 года N 428 "О денежном вознаграждении и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Камчатской области" в части должностей заместителя губернатора Камчатской области - руководителя департамента (комитета, управления).

Между тем, суд правильно отказал в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора по признанию противоречащим федеральному законодательству п. 3 Приложения N 1, Приложения N 2 и Приложения N 3 к Закону Камчатской области от 19 декабря 2005 года N 428 "О денежном вознаграждении и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Камчатской области" в части должностей первого заместителя губернатора Камчатской области, заместителя губернатора Камчатской области как необоснованного, поскольку право субъекта самостоятельно определять государственную должность этого же субъекта предусмотрено Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В настоящее время, как верно указал суд, отсутствует федеральный нормативный правовой акт определяющий перечень государственных должностей субъекта Российской Федерации (кроме прямо отнесенных к государственным должностям иными федеральными законами). Поскольку федеральным законодательством определены общие организационно-правовые нормы в области регулирования государственных должностей субъекта РФ, субъект вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по предмету совместного ведения, конкретизирующие и дополняющие положения федерального законодательства при условии, что эти акты не противоречат федеральным.

Проанализировав положения вышеуказанных федеральных законов, суд пришел к правильному выводу о том, что государственная должность субъекта Российской Федерации - должность, устанавливаемая конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Следовательно, установив реестр государственных должностей Камчатской области в Законе Камчатской области от 19 декабря 2005 года N 428 "О денежном вознаграждении и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Камчатской области", в который включены - первый заместитель губернатора и заместитель губернатора Камчатской области, указав эти должности в Уставе Камчатской области и отразив круг их прав и обязанностей в Регламенте администрации Камчатской области, утвержденном постановлением губернатора Камчатской области от 31 января 2006 года N 33, (содержание которых свидетельствует о том, что указанные должности предназначены для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Камчатской области), субъект РФ реализовал предоставленное ему федеральным законодательством право.

С доводами кассационного представления о нарушении судом материального права согласиться нельзя по изложенным в решении суда основаниям.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Камчатского областного суда от 5 сентября 2006 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2006 г. N 60-Г06-19


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.