Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2006 г. N 7-Г06-21 Суд отказал в признании недействующим нормативного акта субъекта РФ, поскольку оспариваемый акт принят в целях реализации прав граждан на льготы и не ограничивает заявителя в получении мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с федеральным законодательством

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 15 ноября 2006 г. N 7-Г06-21


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 15 ноября 2006 г. дело по заявлению В. о признании противоречащим Федеральному закону Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации и Жилищному кодексу Российской Федерации распоряжения главы администрации Ивановской области N 6-р от 8 января 2003 года (в редакции распоряжения главы администрации Ивановской области N 357-р от 5 апреля 2004 года) по его кассационной жалобе на решение Ивановского областного суда от 9 марта 2006 г., которым в удовлетворении указанного заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации С., объяснения В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ К., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

В. обратился в Ивановский областной суд с заявлением о признании противоречащими Федеральному закону Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации и Жилищному кодексу Российской Федерации распоряжений главы администрации Ивановской области N 6-р от 8 января 2003 года и N 357-р от 5 апреля 2004 года, которыми установлены нормативы (нормы) потребления природного газа для населения, имеющего право на льготы по его оплате. По мнению заявителя, данные распоряжения противоречат ст. 157 Жилищного Кодекса РФ и Правилам оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 392 от 30 июля 2004 года, поскольку устанавливают нормативы потребления природного газа, как при отсутствии, так и при наличии приборов учета, а также не учитывают дополнительную площадь, на которую имеют право льготные категории граждан в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. (в ред. от 31.12.2005 г.) N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ограничивают применение льготных параметров при наличии приборов учета лишь летним периодом, в то время как законом такого ограничения не установлено. Кроме этого, статья 8 Федерального закона от 31 марта 1999 г. (в ред. от 2.02.2006 г.) N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" относит установление принципов формирования цен на газ и тарифов, порядка компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством РФ, к компетенции Правительства РФ. Согласно ст. 157 ЖК РФ нормативы потребления коммунальных услуг по газоснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

При принятии оспариваемого акта такой порядок соблюден не был.

Решением Ивановского областного суда от 9 марта 2006 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе В. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Ивановского областного суда, постановленное по данному делу, подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Обязанность производить оплату жилья и коммунальных услуг установлена статьей 153 Жилищного кодекса РФ. Предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг является разновидностью государственной поддержки инвалидов, которые нуждаются в повышенной социальной защищенности в целях обеспечения им равных с другими возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Распоряжением главы администрации Ивановской области от 8 января 2003 года N 6-р "Об установлении нормативов (норм) потребления природного газа для населения Ивановской области, имеющего право на льготы по оплате коммунальных услуг", опубликованном в Собрании законодательства Ивановской области N 2 от 31.01.2003 г., главам администраций городов и районов Ивановской области рекомендовано установить нормативы (нормы) потребления природного газа гражданами, имеющими право на льготы в соответствии с Федеральным законодательством в указанных в распоряжении объемах.

Распоряжением главы администрации Ивановской области от 5 апреля 2004 г. N 357-р, опубликованном в Собрании законодательства Ивановской области N 9 (243), 17.05.2004 г., в распоряжение N 6-р от 8 января 2003 года внесены изменения в название (в новой редакции - "Об установлении нормативов (норм) потребления природного газа для населения, имеющего право на льготы по его оплате") и в текст документа. Так, главам администраций городов и районов Ивановской области рекомендовано издать соответствующие правовые акты и установить нормативы (нормы) потребления природного газа гражданами, имеющими право на льготы в соответствии с федеральным законодательством в указанных в распоряжении объемах. Для отопления жилых помещений в домах с газовыми отопительными котлами установлены нормы потребления, как при наличии, так и при отсутствии приборов учета. При отсутствии приборов учета нормативы установлены при круглогодичной выплате природного газа, а в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета - в период с 1 октября по 30 апреля включительно.

Как установлено судом первой инстанции, заявитель является инвалидом 2 группы, проживает в жилом доме, не имеющем центрального отопления. Для отопления дом оборудован газовым котлом.

В соответствии со ст. 2 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья. В связи с чем на основании части 9 статьи 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" В. предоставляется скидка в размере 50 процентов на стоимость топлива (в данном случае газ), приобретаемого в пределах норм установленных оспариваемым распоряжением.

Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято в целях реализации прав граждан, в том числе и заявителя, на льготы и не ограничивает его в получении мер социальной поддержки, предоставляемых ему в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Нормы, аналогичные содержащимся в оспариваемом распоряжении, установлены также в соответствующих правовых актах органов местного самоуправления.

Таким образом, заявитель фактически оспаривает правильность применения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" во взаимосвязи с нормами законодательства субъекта Российской Федерации. При этом полагает, что льготой по оплате за газ он должен пользоваться в размере 50 процентов от показаний индивидуального прибора учета, а не в пределах норм, установленных для продажи населению. Не согласен с действующим порядком предоставления льгот инвалидам, что не может быть признано состоятельным.

Судом правильно учтено, что при решении вопроса о порядке применения льгот должен применяться специальный закон, регулирующий порядок их предоставления. В данном случае таким законом является Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", частью 9 статьи 17 которого предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Установление норм потребления природным газом, как при наличии, так и при отсутствии приборов учета, не ограничивает права заявителя на получение мер социальной поддержки, предоставляемой заявителю в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Ссылка заявителя на то, что оспариваемое распоряжение не учитывает его право на дополнительную жилую площадь, основанием для признания этого нормативного акта противоречащим закону не является.

Нельзя признать состоятельными доводы В. о том, что Глава администрации Ивановской области фактически самостоятельно установил указанные нормативы и вышел за пределы предоставленных ему полномочий со ссылкой на ст. 8 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 16 Конституции РФ).

Пунктом 4 ст. 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией РФ, настоящим федеральным законом, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Пунктом "з" части 2 статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ от 6.10.1999 г. определено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту 24 части 2, части 3.1 ст. 26.3 вышеназванного Федерального Закона к полномочиям органов государственной субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, касающихся социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, социальной поддержки ветеранов труда семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) и других.

При этом по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты.

В соответствии с вводной частью ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные настоящим федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации Российской Федерацией переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с чем на основании ст. 5 Закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов предоставлено право, в том числе, принимать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предписано осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в том числе, по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 г. N 719 "О порядке установления норм потребления сетевого газа, используемого населением для отопления жилых помещений от газовых приборов" органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения предоставлено право устанавливать среднегодовые нормы потребления сетевого газа, используемого населением для отопления жилых помещений от газовых приборов, в соответствии с расчетами, представляемыми соответствующими территориальными предприятиями по газификации и эксплуатации газового хозяйства.

Учитывая вышеизложенное, вывод суда о том, что оспариваемое распоряжение от 8 января 2003 года N 6-р (в редакции распоряжения главы администрации Ивановской области от 5 апреля 2004 года N 357-р) издано главой администрации Ивановской области в пределах предоставленных ему законодательством полномочий по осуществлению необходимых организационных мер, обеспечивающих предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в том числе, по оплате жилья и коммунальных услуг, является обоснованным и по существу правильным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

При таких обстоятельствах постановленное по делу решение Ивановского областного суда от 9 марта 2006 г. является законным и обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.

Нормы материального права применены судом правильно.

Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как содержат ссылки на обстоятельства, которые являлись предметом исследования и оценки суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Ивановского областного суда от 9 марта 2006 г. оставить без изменения, кассационную В. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2006 г. N 7-Г06-21


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.