Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2006 г. N 80-Г06-5 При новом рассмотрении дела о ликвидации регионального отделения политической партии суду необходимо устранить допущенные нарушения, проверить заявление о фиктивности решений регионального отделения партии о приеме в члены партии, а также доводы о том, что собрание регионального отделения партии, на котором избирались его руководящие органы и контрольно-ревизионная комиссия не проводилось

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 28 ноября 2006 г. N 80-Г06-5


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании от 28 ноября 2006 года дело по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области о ликвидации регионального отделения Ульяновской области политической партии "Национально-консервативная партия России" по кассационной жалобе Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 07 сентября 2006 года, которым в удовлетворении его заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П.Л.М., объяснения представителя регионального отделения Ульяновской области политической партии "Национально-консервативная партия России" Л., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области (далее - Управление, УФРС) обратилось в суд с заявлением о ликвидации регионального отделения Ульяновской области политической партии "Национально-консервативная партия России". В обоснование заявления ссылалось на то, что 17 июня 2004 года проведена государственная регистрация этого регионального отделения. В ходе проведенной Управлением в июне 2006 года проверки выяснилось, что региональное отделение бездействует, не осуществляет мероприятий, направленных на реализацию целей и задач, предусмотренных Федеральных законом "О политических партиях", Уставом и Программой партии, изменился адрес (местонахождение) постоянно действующего руководящего органа совета регионального отделения, срок полномочий председателя регионального отделения П.В.К., имеющего право представлять региональное отделение без доверенности, истек, на новый срок председатель не избран. В нарушение статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" и статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" региональное отделение не информировало УФРС в течение трех дней об изменении сведений об адресе (месте нахождения) и о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени регионального отделения, неоднократно не предоставляло эти сведения, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме того, количество членов партии, состоящих на учете в региональном отделении, не соответствует требованиям закона. На момент регистрации в региональном отделении было 258 членов партии. В результате проверки установлено, что фактически в региональном отделении состоит на учете 79 человек. На 1 января 2006 года списки членов партии УФРС не представлялись.

Ответчик с заявлением Управления не согласился.

Решением Ульяновского областного суда от 07 сентября 2006 года заявление Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области просит отменить решение суда по мотиву его незаконности и необоснованности, и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении заявления.

При этом кассатор ссылается на то, что срок полномочий председателя регионального отделения П.В.К. истек, а на новый срок он не избирался. Показания ряда свидетелей подтверждают факт фальсификации протокола собрания регионального отделения от 15 февраля 2005 года об избрании на новый срок его председателем П.В.К., членов Совета, контрольно-ревизионной комиссии.

Заявитель также считает, что решение Совета регионального отделения от 24 марта 2005 года и постановление Президиума Центрального Совета партии от 19 декабря 2005 года о приеме в члены фиктивные и не подтверждают факт приема в члены партии 329 человек. Аналогичный список из 329 человек принимался дважды, на заседании Президиума Центрального Совета партии и на заседании Совета регионального отделения 15 сентября 2005 года. Кроме того, в список, представленный представителем ответчика на 636 членов партии, снова включены лица, по которым в судебном заседании установлено фиктивное членство. Данные факты, свидетельствуют о том, что региональное отделение не привело свою численность в соответствие с требованиями Федерального закона "О политических партиях".

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (в ред. Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 168-ФЗ) в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статьей 2 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 168-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" предусмотрено, что численность политической партии должна быть приведена в соответствие с требованиями абзаца 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О политических партиях" до 1 января 2006 года. Политическая партия, не отвечающая требованиям, установленным абзацем третьим пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О политических партиях" в редакции настоящего Федерального закона, обязана не позднее чем через год по истечении срока, указанного в частях 1 и 2 настоящей статьи, преобразоваться в общественное объединение иной организационно-правовой формы в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" либо ликвидироваться. В случае невыполнения указанных требований политические партии подлежат ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положения статьи 2 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 168-ФЗ распространяются и на региональные отделения политической партии.

Основания для ликвидации регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии установлены пунктом 3 статьи 42 Федерального закона о политических партиях. К ним, в частности относятся: отсутствие в региональном отделении политической партии необходимого числа членов политической партии, предусмотренногопунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона (подпункт "в" пункта 3); неоднократное непредставление региональным отделением политической партии в установленный срок в соответствующий территориальный орган обновленных сведений необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц (подпункт "г" пункта 3).

Отказывая в удовлетворении заявления Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области о ликвидации регионального отделения Ульяновской области политической партии "Национально-консервативная партия России", суд исходил из вывода о том, что для этого не имеется предусмотренных законом оснований. Довод истца об отсутствии необходимого числа членов регионального отделения политической партии не нашел своего подтверждения. Численность членов партии в региональном отделении на момент рассмотрения дела в суде составляет 536 человек. Не нашел своего подтверждения и довод истца о неоднократном непредставлении региональным отделением политической партии в установленный срок в соответствующий территориальный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, так как адрес (место нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения не изменился, каких-либо обновленных сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица не имеется.

Кроме того, судом указано, что из вышеприведенных норм Федерального закона "О политических партиях" следует, что ликвидация партии и ее региональных отделений по причине отсутствия необходимой численности по решению суда возможна только после 1 января 2007 года. До 1 января 2007 года партия имеет право на преобразование, а состоящие в ней члены на участие в общественном объединении. Принудительная ликвидация партии, ее региональных отделений ранее этого срока лишит возможности партию преобразоваться в общественное объединение иной организационно-правовой формы, тем самым будет нарушено право граждан, состоящих в партии, на участие в общественном объединении, гарантированное статьей 30 Конституции Российской Федерации.

Однако Судебная коллегия находит вывод суда в отношении численности членов регионального политической партии "Национально-консервативная партия России" в 536 человек необоснованным, а суждение суда о возможности ликвидации регионального отделения политической партии по причине отсутствия в нем необходимой численности (не менее 250) членов партии основанным на неправильном толковании норм материального права. По сути, суд первой инстанции приостановил до 1 января 2007 года действие подпункта "в" пункта 3 статьи 42 Федерального закона "О политических партиях", предусматривающего такое основание для ликвидации регионального отделения политической партии, как отсутствие в нем необходимого числа членов политической партии.

Между тем, судом не учтено, что подпункт "в" пункта 3 статьи 42 и другие статьи Федерального закона "О политических партиях" не содержат указания о начале применения названного в нем основания для ликвидации по решению суда регионального отделения политической партии с 1 января 2007 года. Отсутствует положение о приостановлении действия подпункта "в" пункта 3 статьи 42 до# Федерального закона "О политических партиях" до этой даты и в Федеральном законе от 20 декабря 2004 года N 168-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях", которым и были изменены требования по численности членов политической партии и ее региональных отделений.

Из содержания подпункта "в" пункта 3 статьи 42 Федерального закона "О политических партиях" следует только то, что предусмотренное им основание для ликвидации регионального отделения политической партии (отсутствие в региональном отделении необходимого числа членов политической партии) должно иметь место на время разрешении спора в суде.

Таким образом, региональное отделение политической партии может быть ликвидировано по решению суда и до 1 января 2007 года в случае не соответствия численности его членов требованиям закона.

Что касается вывода суда об имеющейся численности членов партии в региональном отделении Ульяновской области политической партии "Национально-консервативная партия России" в 536 человек на момент рассмотрения дела, то он не основан на нормах материального и процессуального права и сделан без учета требований статьи 67 ГПК РФ к оценке судом имеющихся в деле доказательств, которая должна быть основана на их всестороннем, полном, объективном, и непосредственном исследовании.

Согласно подпункту "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" устав политической партии должен содержать положения, определяющие условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов.

Статьей 23 названного Федерального закона, регулирующей вопросы членства в политической партии, установлено, в частности, что прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии.

Аналогичные федеральному законодательству положения о членстве в политической партии предусмотрены Уставом политической партии "Национально-консервативная партия России" (НКПР). Прием в члены партии в соответствии с Уставом осуществляется на основе личных письменных заявлений вступающих, оформленных преимущественно на имя первичного отделения партии, а также - местного, регионального отделения партии по месту постоянно или преимущественного проживания или на имя Центрального Совета НКПР, или Президиума Центрального Совета НКПР (пункт 4.6 Устава). Прием в члены партии осуществляется общим собранием первичного отделения, общим собранием (конференцией) или Советом местного отделения, общим собранием (конференцией) или Советом регионального отделения, а также Центральным Советом НКПР или Президиумом Центрального Совета НКПР (пункт 4.7 Устава). Решение о приеме в члены партии принимается простым большинством голосов присутствующих на соответствующем общем собрании, конференции или заседании (пункт 4.8 Устава).

Судом в нарушение указанных норм Федерального закона "О политических партиях", приведенных положений Устава партии и ГПК РФ не дана оценка решению Совета регионального отделения политической партии Ульяновской области политической партии "Национально-консервативная партия России" от 24 марта 2005 года N 2 о приеме в члены партии 50 человек (т. 2 л.д. 64) и постановлению Президиума Центрального Совета политической партии "Национально-консервативная партия России" от 19 декабря 2005 года о приеме в члены партии 329 человек (т. 1 л.д. 200), с точки зрения правомочности данных органов осуществлять прием в члены партии и соблюдения ими порядка приема в члены партии.

Также судом не установлено, кто именно принимал участие в заседаниях Совета регионального отделения политической партии 24 марта 2005 года и Президиума Центрального Совета политической партии 19 декабря 2005 года, каким количеством голосов присутствующих принимались в члены партии "Национально-консервативная партия России" соответственно 50 и 329 человек. Между тем, истец заявлял суду о фиктивности названного решения Совета регионального отделения политической партии и постановления Президиума Центрального Совета политической партии. Однако суд оставил это заявление без должной правовой оценки.

Судом не дана вообще какая-либо оценка имеющемуся в материалах дела решению Совета регионального отделения политической партии Ульяновской области политической партии "Национально-консервативная партия России" от 15 сентября 2005 года о приеме в члены партии 329 человек (т. 1 л.д. 184).

Не нашли своего отражения в судебном решении и доводы Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области о том, что общее собрание регионального отделения политической партии Ульяновской области политической партии "Национально-консервативная партия России" от 15 февраля 2005 года, на котором избирались его руководящие органы (то есть Совет регионального отделения и его председатель) и контрольно-ревизионная комиссия не проводилось. По данному вопросу в судебном заседании, давались показания рядом свидетелей (П.В.К., П.Е.В., Ч. - т. 2 л.д. 15-20), опровергших как свое участие в этом собрании, так и вхождение в состав руководящих органов регионального отделения политической партии. Однако суд, несмотря на то, что данные обстоятельства ставят под сомнение достоверность документов, касающихся этого собрания, и соответственно легитимность последующих решений Совета регионального отделения политической партии по приему в члены партии после 15 февраля 2005 года, в нарушение ч. 4 ст. 198 ГПК РФ не привел в решении мотивы, по которым оставил их без внимания.

Поэтому вывод суда о численности членов партии регионального отделения политической партии Ульяновской области политической партии "Национально-консервативная партия России" в 536 человек является необоснованным, неподтвержденным имеющимися в деле доказательствами.

С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным. Оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, а также на основе недоказанных обстоятельств, имеющих значение для дела, и поэтому в силу п.п. 2 и 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ подлежит отмене.

Поскольку нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, дело в соответствии со ст. 361 ГПК РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенные нарушения норм материального и процессуального права и вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 360-362, 366 Гражданского процессуального кодекса, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Ульяновского областного суда от 07 сентября 2006 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2006 г. N 80-Г06-5


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.