Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. N 92-Г06-18 Суд отказал в отмене нормативного акта субъекта РФ, поскольку средняя норма представительства по выборам в депутаты законодательного органа субъекта РФ составляет 1283 избирателя, поэтому действительное число избирателей избирательного округа в 1304 человек, учтенное при вынесении оспариваемого акта, не превышает среднюю норму представительства

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 29 ноября 2006 г. N 92-Г06-18


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 29 ноября 2006 г. гражданское дело по заявлению А. о признании незакаонным и отмене в части постановления Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва N 1860 ЗП-1 от 24 мая 2006 г. "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" по кассационной жалобе представителя заявителя Л. на решение Верховного Суда Республики Тыва от 06 октября 2006 г., которым А. отказано в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:

А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва N 1860 ЗП-1 от 24 мая 2006 г. "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" в части, указывая на то, что он является избирателем и зарегистрированным кандидатом в депутаты Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва второго созыва по Первомайскому избирательному округу N 6, который, образован с нарушением требований подпункта "а" пункта 4 статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" и подпункта 1 части 4 статьи 14 Закона Республики Тыва N 1867 ВХ-1 от 23 июня 2006 г. "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва".

Согласно схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва второго созыва, утвержденного оспариваемым постановлением, за Первомайским избирательным округом N 6 закреплено 1304 избирателя, но в действительности на территории данного избирательного округа зарегистрировано другое число избирателей.

Численность избирателей, зарегистрированных на территории Республики Тыва по состоянию на 01 июля 2006 г., составляет 166732 человека, в связи с чем средняя норма представительства избирателей на территории округа, учитывая общую численность одномандатных округов, составляет 1283 избирателя.

Таким образом, по мнению заявителя, действительное число избирателей данного избирательного округа превышает среднюю норму представительства, что противоречит положениям подпункта 1 части 4 статьи 14 Закона Республики Тыва N 1867 ВХ-1 от 23 июня 2006 г. "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва", согласно которым одномандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего пункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов.

Таким образом, как указывал А., вследствие превышения численности избирателей в Первомайском избирательном округе N 6 более чем на 10 процентов от средней нормы представительства возникает ситуация, при которой нарушается основополагающий принцип проведения выборов - принцип равенства избирательных прав граждан, что влечет неравенство предстоящих выборов и ущемляет гарантированные Конституцией Российской Федерации его избирательные права.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе представитель заявителя Л. Полагает, что суд неправильно применил нормы процессуального права, не доказал установленные обстоятельства, имеющие значение для дела, а также ввиду того, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховной)# Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.

Статьей 18 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. (с последующими изменениями) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов. В соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 01 января и 01 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".

Пунктом 11 данной статьи установлено, что регистрация (учет) избирателей, участников референдума, установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума осуществляются в порядке, установленном Положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Пунктом 1.4 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N 134/973-П от 06 ноября 1997 г. (с последующими изменениями), предусмотрено, что задачами учета избирателей, участников референдума в Российской Федерации являются обеспечение установления численности избирателей, участников референдума на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации, формирование и ведение Регистра избирателей, участников референдума, выполнение избирательных действий, действий при проведении референдума.

Из пункта 5.1 указанного Положения следует, что сведения о численности зарегистрированных избирателей, участников референдума используются для образования избирательных округов, избирательных участков, определения границ частей территорий субъекта Российской Федерации, которым могут (должны) соответствовать региональные группы кандидатов, обеспечения иных предусмотренных законодательством избирательных действий, действий при проведении референдума.

Судом установлено, что постановлением Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва N 1860 ЗП-1 от 24 мая 2006 г. "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва, согласно которой число избирателей, зарегистрированных на территории Первомайского избирательного округа N 6, составляет 1304 (по состоянию на 01 января 2006 г. по данным ГАС "Выборы").

При этом судом правильно не были приняты во внимание сведения, представленные отделом Федеральной миграционной службы по Республике Тыва, в соответствии с которыми число граждан, достигших 18 лет и зарегистрированных на территории Первомайского избирательного округа N 6, составило 2525, так как несоответствие данных о численности избирателей, установленных Избирательной комиссией Республики Тыва с использованием сведений регистра избирателей ГАС "Выборы" при формировании избирательных округов по выборам депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва, действительному количеству избирателей, не может служить основанием для отмены обжалуемого заявителем постановления ввиду однозначного указания федерального законодательства, предписывающего при утверждении схем избирательных округов руководствоваться лишь сведениями, представленными ГАС "Выборы".

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно исходил из того, что поскольку средняя норма представительства по выборам в депутаты Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва составляет 1283 избирателя, то действительное число избирателей Первомайского избирательного округа N 4 в 1304 человек, учтенное при вынесении оспариваемого постановления, не превышает среднюю норму представительства.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о соответствии постановления Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва N 1860 ЗП-1 от 24 мая 2006 г. "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" требованиям Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 г.

Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку доказательств и не могут служить поводом к отмене решения суда.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 06 октября 2006 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя А. Л. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. N 92-Г06-18


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.