Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 октября 2006 г. N КАС06-406 Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействующим отдельного положения постановления Правительства РФ, суд исходил из того, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах компетенции Правительства РФ, соответствуют требованиям федерального законодательства и не нарушают права налогоплательщиков

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 31 октября 2006 г. N КАС06-406


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании от 31 октября 2006 года гражданское дело по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан" о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года N 646 "Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой ими на территории указанной Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области"

по кассационной жалобе федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 2006 года, которым заявленное требование было удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф., объяснения представителей заявителя М. и С., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Правительства РФ Н., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия установила:

Правительство Российской Федерации 31 августа 2000 года издало Постановление N 646 "Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой ими на территории указанной Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области" (далее Постановление).

Федеральное государственное унитарное предприятие "Аэропорт Магадан" оспорило абзац 2 пункта 1 Постановления, полагая его противоречащим Федеральному закону "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", ограничивающим круг субъектов операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых на территории Особой экономической зоны в Магаданской области.

Решением Верховного Суда РФ от 24 августа 2006 года заявление федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан" оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФГУП "Аэропорт Магадан" просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Магаданской области" от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ регулирует отношения, возникающие при создании и функционировании Особой экономической зоны в Магаданской области с учетом ее специфического географического положения и значения для геополитических интересов Российской Федерации, направлен на создание благоприятных условий для социально-экономического развития Магаданской области (ст. 1).

Указанный Федеральный закон, регулируя отношения, возникающие при создании и функционировании Особой экономической зоны, в статье 5 установил льготы по налогам.

Так, при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области участники Особой экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации). Настоящее положение действует до 31 декабря 2006 года.

Льготы, установленные данной статьей, предоставляются при условии ведения участниками Особой экономической зоны отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах Особой экономической зоны и Магаданской области.

Понятие "участники Особой экономической зоны" раскрыто в ст. 3 вышеприведенного закона, в соответствии с которым это: юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Особой экономической зоны, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей на территории Особой экономической зоны.

В соответствии с абзацем вторым ст. 14 Федерального закона от 31 декабря 1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" в целях реализации ст. 5 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области" на Правительство Российской Федерации была возложена обязанность определить условия отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников указанной Особой экономической зоны к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими в пределах указанной Особой экономической зоны и Магаданской области.

В абзаце втором пункта 1 Постановления были определены такие условия: операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Особой экономической зоне или в Магаданской области, и с физическими лицами, находящимися на этих территориях при продаже им товаров в розничной торговле, выполнении для них работ и оказании услуг.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации, соответствуют требованиям федерального законодательства и не нарушают права налогоплательщиков.

Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" в приведенной выше ст. 5 установил налоговые льготы при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области. Круг операций финансово-хозяйственной деятельности, которые считаются совершенными на указанной территории, определены Правительством РФ в соответствии с предоставленными им федеральным законом полномочиям.

Указание на то, что осуществление хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области, (дающее право на соответствующую налоговую льготу) считается таковой, в частности, при осуществлении операций между организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на указанных территориях, соответствует содержанию и целям федерального закона, регулирующего отношения, возникающие при создании и функционировании Особой экономической зоны в Магаданской области.

Положений, которые бы содержали указания на налоговые льготы в отношении сделок, совершаемых вне пределов Особой экономической зоны, данный закон не содержит.

Установив, что оспариваемая норма не противоречит федеральному закону, суд первой инстанции обоснованно в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принял решение об отказе в удовлетворении требований ФГУП "Аэропорт Магадан".

Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан" - без удовлетворения.



Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 октября 2006 г. N КАС06-406


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.