Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2006 г. N 61-Г06-5 Суд признал недействующей норму закона субъекта РФ о приостановлении действия нормативного акта субъекта РФ в части распространения мер социальной поддержки на педагогических работников, поскольку право педагогических работников работающих и проживающих в рабочих поселках на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением сохранены и после 31.12.2004 г. и данный вопрос урегулирован на уровне федерального законодательства

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 25 октября 2006 г. N 61-Г06-5


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Корякского автономного округа о признании отдельных положений статьи 42 Закона Корякского автономного округа "О бюджете Корякского автономного округа на 2006 год" от 16 декабря 2005 года N 104-оз противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению по кассационной жалобе администрации Корякского автономного округа на решение суда Корякского автономного округа от 08 августа 2006 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителей по доверенностям губернатора Корякского автономного округа В.С.А. и администрации Корякского автономного округа А., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации В.Т.А., полагавшей решение подлежащим отмене в части, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Губернатором Корякского автономного округа 16 декабря 2005 г. подписан Закон N 104-оз "О бюджете Корякского автономного округа на 2006 год".

Прокурор Корякского автономного округа обратился в суд Корякского автономного округа с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 42 названного Закона, которой приостановлено действие нормативных правовых актов в 2006 г., а именно ч. 1 и 2 статьи 14 закона Корякского автономного округа от 15.01.2002 г. N 102-03 "О дополнительных мерах по противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза", Закона Корякского автономного округа от 08.07.2005 г. N 66-03 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в Корякском автономном округе, по оплате жилья и коммунальных услуг", п. "б" ч. 1 статьи 5 закона Корякского автономного округа от 17.11.2003 г. N 239-03 "О дополнительных гарантиях работникам учреждений культуры и искусства Корякского автономного округа", подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Закона Корякского автономного округа от 19.02.2003 г. N 188-03 "О дополнительных гарантиях педагогическим работникам образовательных учреждений Корякского автономного округа".

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемая норма противоречит ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, ч. 5 ст. 55 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.2004 г. "Об образовании", ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ", поскольку принятие указанной нормы оспариваемого Закона повлекло ухудшение материального положения педагогических, социальных, медицинских работников, работников сферы культуры и искусства Корякского автономного округа.

Прокурор Корякского автономного округа в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Администрация Корякского автономного округа и Дума Корякского автономного округа просили суд в удовлетворении заявленных требований прокурору Корякского автономного округа отказать.

Решением суда Корякского автономного округа от 08 августа 2006 г. заявление прокурора Корякского автономного округа удовлетворено частично.

Статья 42 оспариваемого Закона признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с 1 января 2006 года в части приостановления действия Закона Корякского автономного округа от 08.07.2005 г. N 66-03 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в Корякском автономном округе, по оплате жилья и коммунальных услуг", части 1 статьи 14 Закона Корякского автономного округа от 15.01.2002 г. N 102-03 "О дополнительных мерах по противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза", пункта "б" части 1 статьи 5 Закона Корякского автономного округа от 19.02.2003 г. N 188-ОЗ "О дополнительных гарантиях педагогическим работникам образовательных учреждений и некоторым категориям работников образовательных учреждений, являющихся участниками образовательного процесса Корякского автономного округа".

В кассационной жалобе администрация Корякского автономного округа просит указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норма материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

Согласно подпункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

Законодательным органом Корякского автономного округа приняты Закон от 15 января 2002 г. N 102-оз "О дополнительных мерах по противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза", Закон от 08 июля 2005 г. N 66-оз "О мерах социальной поддержке специалистов, работающих и проживающих в Корякском автономном округе, по оплате жилья и коммунальных услуг", Закон от 17 ноября 2003 г. N 239-оз "О дополнительных гарантиях работников учреждений культуры и искусства Корякского автономного округа", Закон от 19 февраля 2003 г. N 188-оз "О дополнительных гарантиях педагогическим работникам образовательных учреждений Корякского автономного округа".

В связи с принятием Закона Корякского автономного округа "О бюджете Корякского автономного округа на 2006 год" от 16 декабря 2005 года N 104-оз действие п. 7, 8 ст. 9, ст. 14 Закона от 15 января 2002 г. N 102-оз "О дополнительных мерах по противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза", Закон от 08 июля 2005 г. N 66-оз "О мерах социальной поддержке специалистов, работающих и проживающих в Корякском автономном округе, по оплате жилья и коммунальных услуг", ст. 5 Закона от 17 ноября 2003 г. N 239-оз "О дополнительных гарантиях работников учреждений культуры и искусства Корякского автономного округа", подпункт "б" п. 1, п. 2, п. 3 ст. 5 Закон от 19 февраля 2003 г. N 188-оз "О дополнительных гарантиях педагогическим работникам образовательных учреждений Корякского автономного округа" приостановлено на 2006 года.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования в части признания противоречащей федеральному законодательству и недействующей нормы, приостанавливающей действие подпункта "б" п. 1 ст. 5 Закон от 19 февраля 2003 г. N 188-оз "О дополнительных гарантиях педагогическим работникам образовательных учреждений Корякского автономного округа", согласно которому молодым специалистам, прибывшим на работу в районы округа, выплачивается единовременное пособие на хозяйственное обзаведение в размере от 10 до 12 должностных окладов с учетом районного коэффициента, суд первой инстанции правильно исходил из того, что приостановление действия Закона, устанавливающего указанные выплаты, без надлежащего возмещения, нарушает права и законные интересы указанных в них категорий граждан. При этом суд не принял во внимание, что п. 10 ст. 55 Федерального Закона от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" ранее была предусмотрена выдача единовременного пособия указанной категории граждан, однако в связи с введением в действие Федерального Закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ указанная норма утратила свое действие, поэтому на уровне федерального законодательства такого рода выплаты не предусмотрены.

Поскольку оспариваемая норма является дополнительной гарантией, предоставляемой субъектом и ее предоставление является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации, оснований для признания ее недействующей у суда не имеется.

В части заявленных требований об отмене приостановления действия Закона Корякского автономного округа от 08.07.2005 г. N 66-03 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в Корякском автономном округе, по оплате жилья и коммунальных услуг" суд первой инстанции удовлетворил требования прокурора и признал приостановление действия данного Закона противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

Свое решение суд первой инстанции обосновал тем, что оспариваемая норма противоречит ст. 55 Федерального Закона "Об образовании", между тем судом не были приняты во внимание и не проверены на соответствие федеральному законодательству положения Закона Корякского автономного округа от 08.07.2005 г. N 66-03 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в Корякском автономном округе, по оплате жилья и коммунальных услуг" в части всего перечня категорий граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом.

Так, согласно ст. 1 названного Закона меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг распространяются как на педагогических работников, так и на работников медицины, в учреждениях ветеринарии, социальных работников, работников учреждений культуры и искусства.

Между тем, Федеральным законом Российской Федерации N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. льготы медицинским и фармацевтическим работкам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены с 01 января 2005 г.

В соответствии со статьей 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (в редакции указанного Федерального закона) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 5), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (часть 6).

В связи с этим субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять категории работников и условия предоставления льгот по оплате найма жилого помещения, отопления и энергоснабжения.

Статьей 6 Закона РФ "О ветеринарии" (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. N 122) также определено, что специалистам государственной ветеринарной службы РФ могут устанавливаться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, то есть, самостоятельно субъект РФ определяет меры социальной поддержки данной категории граждан.

Таким образом, каких-либо норм, устанавливающих бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением указанным выше категориям работников, Федеральными законами не предусмотрено, а поэтому оспариваемые положения в отношении этих работников, нельзя рассматривать как ограничивающие права на социальную поддержку установленные федеральным законодательством.

С учетом изложенного нельзя согласиться с выводом суда о том, что оспариваемые прокурором положения Закона области в отношении названной категории работников противоречат федеральному законодательству.

В отношении социальных работников применяется статья 36 Федерального закона от 02.08.1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" в редакции Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которой меры социальной поддержки социальных работников, занятых в государственном секторе социального обслуживания, осуществляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством не предусмотрены.

В отношении работников культуры - ст. 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 418-1 "О социальном развитии села", предусматривающая меры социальной поддержки, в том числе и для работников культуры, утратила силу с 1 января 2005 г., в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. следует читать как "N 438-1"


Также нельзя согласиться с выводом суда о том, что оспариваемые прокурором положения Закона области в отношении приостановления действия ч. 1 Закона Корякского автономного округа от 15 января 2002 г. N 102-ОЗ "О дополнительных мерах по противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза" противоречат федеральному законодательству.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "ч. 1 Закона" следует читать "ч. 1 ст. 14 Закона"


Анализ действующего федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что за исключением педагогических работников, на иные категории граждан, указанные в названном законе, льготы, предусмотренные федеральным законодательством не распространяются, поэтому вывод суда о несоответствии федеральному законодательству нормы о приостановлении действия закона Корякского автономного округа от 08.07.2005 г. N 66-03 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в Корякском автономном округе, по оплате жилья и коммунальных услуг" (за исключением педагогических работников) является неправильным.

Поскольку, не смотря на внесенные Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. изменения в Закон РФ "Об образовании", право педагогических работников работающих и проживающих в рабочих поселках (поселках городского типа) на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением сохранены и после 31.12.2004 г. и так как данный вопрос урегулирован на уровне федерального законодательства, законодательный орган Корякского автономного округа не вправе отменять или приостанавливать действие законов, предоставляющих социальную поддержку в оплате жилья педагогическим работникам.

При данных обстоятельствах дела, Судебная коллегия полагает согласиться в части с доводами кассационной жалобы и руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации находит обжалуемое решение суда подлежащим отмене в части, определила:

решение суда Корякского автономного округа от 08 августа 2006 г. - отменить в части признания ст. 42 Закона Корякского автономного округа от 16.12.2005 года "О бюджете Корякского автономного округа на 2006 год" и постановить новое решение в следующей редакции.

По делу принять новое решение, которым признать несоответствующей федеральному законодательству и недействующей ст. 42 Закона Корякского автономного округа "О бюджете Корякского автономного округа на 2006 год" от 16 декабря 2005 года N 104-оз о приостановлении действия Закона Корякского автономного округа от 08.07.2005 г. N 66-03 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в Корякском автономном округе, по оплате жилья и коммунальных услуг" в части распространения мер социальной поддержки на педагогических работников.

В остальной части решение суда оставить без изменения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2006 г. N 61-Г06-5


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.