Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. N 58-Г06-45 Суд признал норму положения о министерстве здравоохранения субъекта РФ, которой министерство уполномочено размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, недействующей, поскольку выполнение функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд находится вне компетенции исполнительной власти субъекта РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 29 ноября 2006 г. N 58-Г06-45


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 29 ноября 2006 г. гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 18 сентября 2006 г., которым удовлетворено заявление прокурора Хабаровского края о признании недействующим абзаца 18 пункта 4 (в части слов "и муниципальных") Положения о министерстве здравоохранения Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 6 июня 2006 г. N 83-пр "Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Хабаровского края".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия установила:

постановлением Правительства Хабаровского края от 06.06.2006 г. N 83-пр "Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Хабаровского края" утверждено Положение о министерстве здравоохранения Хабаровского края (далее Положение).

Абзацем 18 п. 4 Положения министерство уполномочено размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и заключать государственные контракты в установленном порядке.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 18 п. 4 Положения в части слов "и муниципальных", ссылаясь на то, что наделение министерства полномочиями размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд принято с превышением полномочий и противоречит нормам Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", бюджетного законодательства и федерального законодательства, регулирующего вопросы организации местного самоуправления.

Решением Хабаровского краевого суда от 18 сентября 2006 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Правительства Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным толкованием норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно ст.ст. 12, 130 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятельны, органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В соответствии со ст.ст. 3, 4 названного Федерального закона под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальными заказчиками могут выступать только органы местного самоуправления, а также уполномоченные ими на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

Согласно ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено развитие учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, их материально-техническое обеспечение, т.е. оснащение учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (соответственно, его государственными нуждами).

К ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан ст. 8 Основ отнесено развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения, т.е. оснащение муниципальной системы здравоохранения является расходными обязательствами муниципальных образований (соответственно, является муниципальными нуждами).

Как обоснованно указал суд в решении, из приведенного федерального законодательства следует, что выполнение функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд находится вне компетенции исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Порядок перепоручения муниципальным заказчиком функций размещения заказа для муниципальных нужд урегулирован нормами Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Кроме того, суд правильно исходил из того, что наделение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации функциями по размещению заказа для муниципальных нужд противоречит нормам ст.ст. 9, 31, 31.1, 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования является полномочиями муниципального образования.

При таких правовых обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что абзац 18 п. 4 в части слов "и муниципальных" Положения, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.06.2006 г. N 83-пр принят с превышением полномочий субъекта Российской Федерации, противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим.

Ссылки представителя Правительства края на то, что Положение в оспариваемой части принято в соответствии с нормами п. 6 ст. 10 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд", а также довод о наделении министерства здравоохранения края функциями по размещению заказа для муниципальных нужд в соответствии с полномочиями субъекта РФ, о чем свидетельствует ссылка в Положении "в установленном порядке", как правильно указал суд, основаны на неверном истолковании норм материального права, в силу чего не являются основанием к отказу в удовлетворении требований заявленных прокурором Хабаровского края.

Пунктом 6 ст. 10 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров путем проведения совместных торгов. Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов и порядок проведения совместных торгов определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

При этом согласно ст.ст. 3, 4 названного Федерального закона выполнение функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд не относится к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, вывод суда о противоречии оспариваемой нормы федеральному законодательству соответствует требованиям закона.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к неправильному истолкованию судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным в решении суда основаниям.

Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Хабаровского краевого суда от 18 сентября 2006 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. N 58-Г06-45


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение