Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 декабря 2006 г. N 81-Г06-16 Об отказе в признании недействующим Закона Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N 114-03

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 декабря 2006 г. N 81-Г06-16


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего В.Н.П.

судей A.M.М. и А.В.Х.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Л.И.Ф. о признании Закона Кемеровской области от 20.12.2004 года N 114-03 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" недействующим в части по кассационной жалобе Совета народных депутатов Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда 12 сентября 2006 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.A.M., объяснения представителя губернатора Кемеровской области М.В.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Статьей 1 Закона Кемеровской области "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" определена категория граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, и условия их предоставления. Часть 2 этой статьи предусматривает, что такое право имеют лица, перечисленные в пункте 1 Закона если они являются пенсионерами либо инвалидами и их место жительства находится на территории Кемеровской области.

Гражданин Л.И.Ф., имеющий статус реабилитированного лица, но не являющийся инвалидом или пенсионером, обратился в Кемеровский областной суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемым законом фактически сужается установленный Федеральным законом РФ от 18.12.1991 года N 1761-I (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) "О реабилитации жертв политических репрессий" круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки и выходит за пределы предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий.

Решением Кемеровского областного суда от 12 сентября 2006 года заявление Л.И.Ф. удовлетворено: признан недействующим и не подлежащим применению п. 2 статьи 1 Закона Кемеровской области N 114-03 от 20.12.2004 года "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" противоречащей в части слов "при условии, что они являются пенсионерами либо инвалидами" со дня вступления в силу настоящего решения.

В кассационной жалобе Совет народных депутатов Кемеровской области просит об отмене указанного решения Кемеровского областного суда. Полагает решение незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.

В соответствии с подпунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., вступившей в силу с 01.01.2005 г. согласно ст. 155 этого Закона) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действующей с 01.01.2005 г. (в связи со вступлением в силу с этой даты Федеральных законов от 29.07.2004 г. N 95-ФЗ и от 20.08.2004 г. N 120-ФЗ о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ - статья 2 Федерального закона от 04.07.2003 г. N 95-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки жертв политических репрессии отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данным органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что из содержания статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О реабилитации жертв политических репрессий" следует, что мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ должны обеспечиваться все реабилитированные лица, и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, а не только являющиеся инвалидами или пенсионерами.

Ссылка в кассационной жалобе на наличие иных льгот, предоставляемых реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий в том числе по Закону Кемеровской области от 18.07.2002 года N 56-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" несостоятелен, поскольку указанный закон области имеет иной предмет регулирования и федеральным законодательством не предусмотрено право субъекта Российской Федерации заменять одни льготы федерального уровня другими - региональными.

Доводы Кемеровского Совета народных депутатов не могут быть приняты во внимание в силу того, что, выражая несогласие с выводами суда, их не опровергают.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы кассационной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Кемеровского областного суда от 12 сентября 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Совета народных депутатов Кемеровской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 декабря 2006 г. N 81-Г06-16


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.