Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 декабря 2006 г. N 8599/06 Суд признал незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в отказе налогоплательщику списать реструктурированную задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль, поскольку в соответствии с правоприменительной практикой оспариваемые платежи рассматриваются как компенсационные доплаты бюджету, аналогичные пеням за просрочку платежа

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 12 декабря 2006 г. N 8599/06


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2006 по делу N А53-29603/2005-С6-27 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.05.2006 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" - В., Г., И., К.С.А., П.Д.М.;

от Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области - К.М.В., П.С.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи З. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Постановлениями администрации Ростовской области от 26.02.2002 N 69 и от 23.04.2002 N 184 федеральному государственному унитарному предприятию "Северо-Кавказская железная дорога" (в настоящее время - филиал "Северо-Кавказская железная дорога" открытого акционерного общества "Российские железные дороги"; далее - общество) была реструктурирована задолженность по налогу на прибыль в части, уплачиваемой в областной бюджет, а именно: 16 552 000 рублей задолженности, 110 535 000 рублей пеней и штрафов, в которые было включено 44 476 754 рубля 4 копейки дополнительных платежей.

В соответствии с пунктом 6 постановления администрации Ростовской области от 26.02.2002 N 69 "О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом" организации федерального железнодорожного транспорта имеют право произвести досрочное погашение задолженности.

При погашении реструктурируемой задолженности по налогам и сборам в течение четырех лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации производится полное списание долга по пеням и штрафам.

Списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам производится налоговым органом по месту учета организации (месту нахождения организации) в установленном порядке.

Общество досрочно погасило задолженность по налогам и сборам, в связи с чем решением Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области (далее - налоговый орган) от 27.05.2005 N 1 произведено списание задолженности по пеням.

Общество обратилось в налоговый орган с просьбой сообщить о сроке принятия решения о списании 44 479 754 рублей 4 копеек задолженности перед областным бюджетом по налогу на прибыль в части учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (дополнительных платежей).

Налоговый орган письмом от 17.10.2005 отказал заявителю в принятии решения о списании задолженности по платежам в областной бюджет в части дополнительных платежей, указывая, что законность взыскания дополнительных платежей с налогоплательщика подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О.

Считая бездействие налогового органа незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невыполнении порядка списания реструктурированной задолженности по пеням и штрафам, а также об обязании налогового органа полностью исполнить график списания.

Решением суда первой инстанции от 30.01.2006 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 10.05.2006 судебный акт оставил без изменения.

Отказывая в удовлетворении требований общества, суды исходили из того, что дополнительные платежи по налогу на прибыль по своим признакам не относятся ни к основной задолженности по налогу на прибыль, ни к задолженности по пеням и штрафам.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и принять новое решение об удовлетворении заявленного им требования.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него, выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев (отчетные периоды) и года (налоговый период).

Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет по отчетному периоду (авансовый взнос), определяется налогоплательщиком с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.

Правительством Российской Федерации было принято постановление от 25.12.2001 N 890 "О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", в состав которой, соответственно, вошли и дополнительные платежи по налогу на прибыль.

В период принятия налоговым органом решения о предоставлении предприятию права на реструктуризацию задолженности правоприменительная практика, в том числе и налоговых органов, рассматривала природу таких платежей как компенсационные доплаты бюджету, аналогичные пеням за просрочку платежа, взимаемым в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О, на которое ссылаются суды первой и кассационной инстанций, не следует, что сумма процентов, начисляемая на разницу между суммой налога, исчисленной по фактической прибыли, и авансовыми (дополнительными) платежами, относится к основной задолженности по налогам и сборам.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.10.2003 по делу N А53-9939/2003-С6-27, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.02.2004, решения налоговой инспекции от 13.05.2003 N 1/2, от 02.06.2003 N 25.1 и N 10-4-5/219-2000/1 о внесении изменений в решение о реструктуризации задолженности от 31.08.2000 N 10-4-5/219-2000 и письма инспекции от 03.06.2003 N 9749/5 и от 04.06.2003 N 9900/5 признаны недействительными.

Следовательно, график реструктуризации задолженности, утвержденный на основании постановления администрации Ростовской области от 23.04.2002 N 184 "О проведении реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом", после признания в судебном порядке оспариваемых решений и писем недействительными должен быть исполнен налоговым органом в полном объеме, в том числе в части списания дополнительных платежей по налогу на прибыль.

При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2006 по делу N А53-29603/2005-С6-27 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.05.2006 по тому же делу отменить.

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области, выразившееся в отказе налогоплательщику списать реструктурированную задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль.

Обязать налоговый орган списать 44 476 754 рубля 4 копейки реструктурированной задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль.


Председательствующий

А.А.Иванов



Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 декабря 2006 г. N 8599/06


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2007 г., N 3


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.