Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. N 51-Г06-29 Суд признал частично недействующим закон субъекта РФ, поскольку размещение тотализаторов и игорных заведений на оспариваемых объектах не противоречит федеральному законодательству

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 29 ноября 2006 г. N 51-Г06-29


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 29 ноября 2006 г. гражданское дело по заявлениям Общества с ограниченной ответственностью "Сибирская индустрия развлечений" (далее ООО "Сир"), Общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная палата "Энергосила" (далее ООО "Торгово-промышленная палата "Энергосила"), общества с ограниченной ответственностью "Компания "РДМ" (далее ООО "Компания "РДМ") о признании недействующим в части закона Алтайского края от 5 июня 2006 года N 51-ЗС "О размещении и организации деятельности игорных заведений на территории Алтайского края", по кассационным жалобам Алтайского краевого Совета народных депутатов и Администрации Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 5 сентября 2006 года, которым (с учетом определения Алтайского краевого суда от 11 сентября 2006 года об исправлении описки) части 3 и 4 статьи 2 оспариваемого Закона Алтайского края признаны недействующими со дня принятия.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителей заявителей Г.В.А. и М.Д.В., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры РФ Г.Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

статьей 2 Закона Алтайского края от 5 июня 2006 г. N 51-ЗС "О размещении и организации деятельности игорных заведений на территории Алтайского края предусмотрено:

1. Размещение игорных заведений осуществляется по согласованию с органами местного самоуправления поселений и городских округов (далее - органы местного самоуправления).

2. Органы местного самоуправления при размещении игорных заведений руководствуются положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Алтайского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также интересами населения соответствующего муниципального образования.

3. Игровое оборудование может находиться только в помещении игорного заведения.

4. Игорные заведения не могут быть размещены:

1) в зданиях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские организации, организации культуры и искусства;

2) в зданиях, в которых расположены культовые и религиозные организации;

3) в зданиях и сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций (за исключением тотализаторов);

4) в зданиях вокзалов, на станциях (остановках) всех видов общественного транспорта;

5) в помещениях рынков, в помещениях, в которых расположены организации торговли и общественного питания (кроме сопутствующих азартным играм и (или) пари услуг общественного питания);

6) в жилых помещениях, общежитиях, в нежилых помещениях, находящихся в жилых и многоквартирных домах, пристройках к ним;

7) на территории, непосредственно прилегающей в пределах 500 метров к указанным в пунктах 1-6 настоящей части объектам.

ООО "Сир" и ООО "Торгово-промышленная палата "Энергосила" обратились в суд с заявлениями, в которых просили признать недействующей данную статью закона.

ООО "Компания "РДМ" обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать недействующей статью 2 в части (в заявлении указаны как пункты) 1-3; пункты (в заявлении обозначены подпунктами) 1 в части слов "организации культуры и искусства", 3, 4, 5, 6 в части слов "в нежилых помещениях, находящихся в жилых и многоквартирных домах, пристройках к ним", 7 части 4.

Определением судьи Алтайского краевого суда от 24 августа 2006 года дела по указанным заявлениям объединены в одно производство.

По делу вынесено указанное выше решение.

В кассационных жалобах Алтайского краевого Совета народных депутатов и Администрации Алтайского края ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции по мотиву нарушения норм материального права.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия приходит к следующему.

Признавая недействующими оспариваемые заявителем положения части 3 (полностью) и пунктов 1 в части слов "организации культуры и искусства", 3, 4, 5, 6 в части слов "в нежилых помещениях, находящихся в жилых и многоквартирных домах, пристройках к ним", 7 части 4 статьи 2 краевого закона, суд обосновано исходил из того, что отсутствие специального федерального закона, регулирующего деятельность по организации и проведению азартных игр и пари, не означает, что вопросы размещения объектов игорных заведений федеральным законодательством не разрешены.

Так, в соответствии со статьями 3 и 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности являются основными принципами осуществления лицензирования.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перечень работ и услуг при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино), деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) в силу пункта 2 статьи 17 названного выше Федерального закона устанавливается Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 525 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, подпунктом "б" пункта 4 которого запрещено размещение тотализаторов и игорных заведений в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность. Иных запретов на размещение тотализаторов и игорных заведений данное Положение не содержит.

Разрешение федеральным законодательством вопроса размещения объектов игорного бизнеса позволили суду сделать правильный вывод о том, что субъект Российской Федерации, не наделенный федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правом регулировать отношения в сфере лицензирования данного вида деятельности, был не вправе принимать закон о запрете осуществления этой деятельности лицами, имеющими федеральную лицензию, в местах, не запрещенных федеральным законодательством.

С учетом изложенного, довод кассационной жалобы о том, что Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденное Постановлением Правительства российской федерации от 15 июля 2002 года N 525 не содержит норм, устанавливающих, что перечень требований и условий для осуществления деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений является закрытым, а следовательно, субъекты Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к размещению объектов игорного бизнеса в границах своих территорий в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, общественной безопасности, является несостоятельным и не может служить основанием к отмене судебного решения в этой части.

Что касается решения суда о признании недействующим пунктов 1 в части слов "детские, образовательные, медицинские организации", 2 "в зданиях, в которых расположены культовые и религиозные организации и 6 в части слов "в жилых помещениях, общежитиях" части 4 статьи 2 оспариваемого Закона, то оно в этой части подлежит отмене, поскольку, как усматривается из вышеуказанного, запрет на размещение тотализаторов и игорных заведений на данных объектах не противоречит федеральному законодательству, в частности, Положению о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденного Постановлением Правительства российской федерации от 15 июля 2002 года N 525.

Вывод суда в этой части основан на неверном толковании норм материального права.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

Решение Алтайского краевого суда от 5 сентября 2006 года отменить в части признания недействующими пункта 1 в части слов "детские, образовательные, медицинские организации", 2 "в зданиях, в которых расположены культовые и религиозные организации и 6 в части слов "в жилых помещениях, общежитиях" части 4 статьи 2 Закона Алтайского края от 5 июня 2006 года N 51-ЗС "О размещении и организации деятельности игорных заведений на территории Алтайского края" и вынести в этой же части новое решение, которым заявления ООО "Сир", ООО "Торгово-промышленная палата "Энергосила" оставить без удовлетворения. В остальной части решение суда оставить без изменения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. N 51-Г06-29


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.