Заслушав доклады заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н. и заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Кильмашкина Н.Ф. по вопросу "О ходе реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, задачах по ее выполнению в 2006 году и основных направлениях разрабатываемой концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы, Совет судей Российской Федерации отмечает, что успешная реализация мероприятий Программы безусловно способствовала укреплению судебной власти, позволила успешно решать задачи, поставленные судебной реформой, связанные с улучшением материального положения судов, обеспечением доступности правосудия, самостоятельности судов и независимости судей, повышением авторитета судебной власти.
Создание на территории Российской Федерации всех видов судов, предусмотренных законодательством, предоставляет возможность гражданам реализовать право на рассмотрение конституционных, уголовных, гражданских и административных дел теми судами, к компетенции которых они относятся.
Введение судов с участием присяжных заседателей реально обеспечило конституционное право граждан на участие в осуществлении правосудия.
Возрождение мировой юстиции облегчило гражданам доступ к правосудию и позволило оперативно и в установленные законом сроки рассматривать административные, уголовные и гражданские дела, подсудные мировым судьям.
Вступил в активную фазу процесс создания арбитражных апелляционных судов. К настоящему времени осуществляют свою деятельность шесть арбитражных апелляционных судов в городах Москве, Санкт-Петербурге, Кирове, Владимире и Воронеже. Создание арбитражных апелляционных судов завершит формирование системы арбитражных судов в Российской Федерации.
Осуществлено предусмотренной Программой увеличение численности судей на 3000 единиц, арбитражных судов - на 250 единиц.
В 2002-2005 годах в районных судах введены 10989 единиц должностей помощников судей, увеличена численность работников аппаратов судов общей юрисдикции и обслуживающего персонала. В рамках реализации программных мероприятий Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации на четыре года выделено 2008 единиц помощников судей федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
Увеличение штатной численности судей и работников аппаратов судов, введение института помощников судей позволили в значительной мере освободить судей от технической работы, повысить эффективность их деятельности, снизить служебную нагрузку, сократить количество дел, рассматриваемых судами с нарушением процессуальных сроков.
Начиная с 2003 года арбитражным судам выделены 95 должностей администраторов. Укомплектованность этих должностей на конец 2005 года составила около 67 процентов. Укомплектование должностей администраторов - руководителей аппаратов арбитражных судов способствует повышению уровня организационного обеспечения деятельности судов.
К 2006 году средняя заработная плата судей повысилась до 59 тыс. рублей, острота этой проблемы снята, более того, с 1 июля 2006 г. заработная плата судей будет повышена еще на 32%, а в 2007 году - на 7,5%.
В 2002-2005 годах приобретено 153 здания для размещения судов; введено в эксплуатацию за счет инвестиций 106 зданий; проведен капитальный ремонт в 758 зданиях (помещениях), из них 279 зданий (помещений) судов общей юрисдикции введены в эксплуатацию после проведения полного капитального ремонта; проведен текущий ремонт в 1756 зданиях (помещениях); оборудован 181 зал судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей в верховных судах республик, краевых, областных и равных им судах.
Реализация Программы позволила достигнуть некоторого увеличения уровня обеспеченности арбитражных судов помещениями.
В 2002-2005 годах введены в эксплуатацию шесть зданий арбитражных судов общей площадью 17,484 тыс. кв. метров; завершена реконструкция девяти зданий арбитражных судов общей площадью 12,948 тыс. кв. метров; приобретено шесть зданий арбитражных судов общей площадью 21,320 тыс. кв. метров. Все введенные в эксплуатацию здания судов обеспечены залами судебных заседаний общей площадью 4145,5 кв. метра.
Укрепление материально-технической базы и информатизация судов общей юрисдикции сказались на повышении оперативности оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел и в конечном счете на сроках их рассмотрения. Дальнейшее формирование и развитие информационного пространства судов общей юрисдикции и Судебного департамента и создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации - ГАС "Правосудие" обеспечит открытость и гласность работы судов.
Имущественный комплекс создаваемой ГАС "Правосудие" за эти годы увеличился более чем в 4 раза и составляет свыше 54 тысяч автоматизированных рабочих мест. В верховных судах республик, краевых, областных и равных им судах фактическая обеспеченность компьютерной техникой достигла 93%, в районных судах - 54%.
Повсеместное оснащение судов областного звена средствами видеоконференцсвязи для проведения кассационных процессов с участием осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, позволит обеспечить их право на непосредственное участие в рассмотрении дел в кассационной инстанции, значительно сократит сроки рассмотрения дел.
Разработаны и утверждены документы, определяющие концептуальные положения построения единой информационно-коммуникационной системы арбитражных судов. Практически все суды подключены к сети Интернет. У арбитражных судов появились собственные адреса электронной почты. Все арбитражные суды пользуются электронными базами данных по действующему законодательству и судебно-арбитражной практике, включая "Эталонный банк судебной практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации". Арбитражные суды оснащены современной компьютерной техникой.
Все это свидетельствуют о том, что правосудие становится более доступным и скорым.
Вместе с тем анализ уровня материально-технической обеспеченности и реальной потребности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также возможностей существующего бюджетного финансирования свидетельствует о том, что после выполнения задач, предусмотренных Программой, обозначенные в ней цели в полной мере не будут достигнуты. До конца не решены вопросы укрепления и совершенствования организационно-правовой и материально-технической базы правосудия.
В ходе судебной реформы с учетом изменений действующего законодательства, создания судов с участием присяжных заседателей, мировой юстиции, арбитражных апелляционных судов, совершенствования институтов государственной службы возникла потребность дополнительного увеличения штатной численности как судей, так и работников аппаратов судов и системы Судебного департамента, и как следствие, увеличились потребности судов в служебных помещениях, информационной обеспеченности, необходимости дальнейшего совершенствования организации работы аппаратов судов.
Однако объемы бюджетного финансирования на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и помещений, составлявшие в 2001 году только 15% от реальной потребности судов, остаются на прежнем уровне (15-20%).
В соответствии с Федеральной целевой программой на приобретение жилых помещений судьям арбитражных судов в 2002-2005 годах выделено 268,25 млн. рублей. За указанный период приобретено 269 квартир для судей и работников аппаратов арбитражных судов.
Бюджетное финансирование на обеспечение жильем судей общей юрисдикции в 2001 году составляло 9,8% от потребности. Увеличение численности судей и государственных служащих в процессе комплектования судебной системы кадрами на фоне стабильной недостаточности государственных ассигнований на эти цели и в сочетании со значительным ростом стоимости жилья изменили показатели, а освобождение местных органов исполнительной власти от обязательств предоставления судьям во внеочередном порядке благоустроенного жилья без увеличения возможностей обеспечения судей жильем через органы Судебного департамента обострило жилищную проблему в судах общей юрисдикции.
При этом государственные инвестиции на жилищное строительство на 2005 год составили всего 3,7% от потребности в бюджетных ассигнованиях. В сложившейся ситуации ориентировочные сроки и этапы решения проблемы находятся в полной зависимости от объемов финансирования приобретения жилья.
Обострение криминогенной обстановки потребовало концептуального пересмотра вопросов обеспечения безопасности зданий судов и самих судей, участников судебных процессов и граждан, пребывающих в судах, в то время как Программой такие мероприятия вообще не были предусмотрены.
Для дальнейшей реализации судебной реформы по совершенствованию системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов, укреплению их материально-технической базы необходимо принятие новой федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы, проект которой разработан Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом. В концепции данной программы предусмотрены мероприятия, направленные на решение таких задач, как совершенствование судоустройства, повышение эффективности судопроизводства, обеспечение прозрачности и открытости судебной власти, укрепление ее авторитета, кадровое обеспечение судебной системы, повышение квалификации судей и работников аппаратов судов.
Руководствуясь ст. 4 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", Совет судей Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить работу Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по укреплению и развитию материально-технической базы судов общей юрисдикции и арбитражных судов в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы.
2. Рекомендовать Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации в целях успешного завершения федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы сосредоточить усилия на выполнении мероприятий данной Программы в 2006 году.
3. Одобрить основные направления концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы.
Председатель Совета |
Ю.И. Сидоренко |
г. Сочи
27 апреля 2006 г.
N 151
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Успешная реализация ФЦП Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, задачах по ее выполнению в 2006 году поспособствовала укреплению судебной власти. Вступил в активную фазу процесс создания арбитражных апелляционных судов. К настоящему времени осуществляют свою деятельность шесть арбитражных апелляционных судов в городах Москве, Санкт-Петербурге, Кирове, Владимире и Воронеже. К 2006 году средняя заработная плата судей повысилась до 59 тыс. рублей. Приобретено достаточное количество зданий для размещения судов.
Для дальнейшей реализации судебной реформы по совершенствованию системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов, укреплению их материально-технической базы необходимо принятие новой ФЦП "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы. Основными направлениями реализации ФЦП будут являться совершенствование судоустройства, повышение эффективности судопроизводства, обеспечение прозрачности и открытости судебной власти, укрепление ее авторитета, кадровое обеспечение судебной системы, повышение квалификации судей и работников аппаратов судов.
Постановление Совета судей РФ от 27 апреля 2006 г. N 151 "О ходе реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, задачах по ее выполнению в 2006 году и основных направлениях разрабатываемой концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы"
Текст постановления размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)