Определение Верховного Суда РФ от 25 июля 2005 г. N 80-В06-5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Г., рассмотрев истребованное по надзорной жалобе Военного комиссариата Ульяновской области дело по иску К. к Военному комиссариату Ульяновской области о назначении пенсии, установила:
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 июля 2004 года исковые требования К. удовлетворены. Суд обязал Военный комиссариат Ульяновской области назначить К. пенсию по случаю потери кормильца с 24 мая 2004 года и производить ее выплату.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 21 сентября 2004 года данное решение оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Военный комиссариат Ульяновской области просит судебные постановления, состоявшиеся по данному делу, отменить.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 28 апреля 2006 года дело истребовано в Верховный Суд РФ.
Оснований для передачи дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Судом установлено, что К. является пенсионером Министерства обороны РФ и с 1993 года ему назначена пенсия за выслугу лет. Его сын - старший лейтенант К. погиб при исполнении обязанностей военной службы в результате аварии АПЛ "Курск" в Баренцевом море 12 августа 2000 года. К. 24 мая 2004 года обратился в Ленинский районный военкомат г. Ульяновска с заявлением о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца. Военный комиссариат Ульяновской области, отказывая истцу в назначении пенсии по случаю потери кормильца, его право на получение указанной пенсии не оспаривал при условии его перехода на трудовую пенсию.
Признавая отказ военного комиссариата Ульяновской области в назначении пенсии по случаю потери кормильца незаконным и назначив такую пенсию, суд исходил из конституционных принципов пенсионного обеспечения, в силу которых ограничение прав военных пенсионеров на получение пенсии по случаю потери кормильца, когда последний погиб при исполнении обязанностей военной службы не согласуется с положениями статей 2, 19 (части 1 и 2), 39 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, суд указал, что граждане, относящиеся к одной и той же категории социальной защищенности (родители погибшего военнослужащего), оказались в неравном положении из-за характера профессиональной деятельности. Так, лица, получающие пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" имеют право на получение второй пенсии по случаю потери кормильца за счет средств Министерства обороны, а лица, получающие военную пенсию, утратили возможность получения двух пенсий на основании и в порядке статьи 30 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", что порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения.
С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства настоящего дела и руководствуясь статьей 383 Гражданского процессуального кодекса РФ, определила:
в передаче дела по иску К. к Военному комиссариату Ульяновской области о назначении пенсии для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 25 июля 2005 г. N 80-В06-5
Текст определения официально опубликован не был