Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2006 г. N 43-Г06-8 Суд признал не противоречащими федеральному законодательству отдельные положения закона субъекта РФ, поскольку эти нормы не выходят за пределы полномочий субъекта РФ и иных нормативных правовых актов, хотя и были введены оспариваемым законом

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 13 декабря 2006 г. N 43-Г06-8


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Л. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Удмуртской Республики N 33-РЗ от 28 июня 2006 года "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Удмуртской Республики" по кассационной жалобе Государственного Совета Удмуртской Республики и кассационному представлению прокуратуры Удмуртской Республики на решение Верховного суда Удмуртской Республики от 2 октября 2006 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., объяснения представителя Государственного Совета Удмуртской Республики В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Л. - Т., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г., полагавшей решение оставить без изменения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила;

пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики от 28 июня 2006 года N 33-РЗ "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Удмуртской Республики" предусмотрен запрет размещения игорных заведений в Удмуртской Республике в помещениях площадью менее 80 квадратных метров, не имеющих отдельный вход; в жилых помещениях, в жилых домах, а также во встроенных и пристроенных к ним помещениях; в зданиях органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления; в зданиях детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними, а также на расстоянии ближе 500 метров от указанных учреждений; в зданиях медицинских учреждений, учреждений культуры и спорта, а также организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность; на рынках, в зданиях предприятий розничной торговли, общественного питания и оказания услуг; в остановочных павильонах, в зданиях автовокзалов, железнодорожных и речных вокзалов, аэропортов, в подземных и надземных пешеходных переходах; на улицах и в парках городов, поселков и других населенных пунктов; во временных сооружениях; не допускается совмещение в здании отдельно стоящего игорного заведения кафе, баров и ресторанов при условии, что площадь последних составляет более 30% от площади зала игровых автоматов. Запрещается использование игрового оборудования (игровых столов, игровых автоматов, касс букмекерских контор, касс тотализаторов) и проведение азартных игр и (или) пари вне помещений, в которых размещены соответствующие объекты игорного бизнеса.

Индивидуальный предприниматель Л., осуществляющий предпринимательскую деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии N 004974 от 15.07.2004 года, выданной Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту (свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес от 24 ноября 2005 года N 58) обратился в Верховный суд Удмуртской Республики с указанным заявлением, в котором просил о признании отдельных положений Закона Удмуртской Республики от 28.06.2006 года N 33-РЗ "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Удмуртской Республики" недействующим со дня его принятия.

В обоснование заявленного требования он указал, что оспариваемые нормы Закона Удмуртской Республики противоречат федеральным законам, поскольку приняты за пределами полномочий субъекта Российской Федерации; ущемляют его права, так как устанавливают дополнительные ограничения на размещение объектов игорного бизнеса на территории Удмуртской Республики по сравнению с теми, которые установлены Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 года N 128-ФЗ, Положением о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и объектов игорного бизнеса, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2002 года N 525.

Ссылался на статьи 8 и 34 Конституции РФ, согласно которым гарантируется единство экономического пространства и свобода экономической деятельности, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности. Эти права могут быть ограничены только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Решением Верховного суда Удмуртской Республики от 2 октября 2006 года заявление индивидуального предпринимателя Л. удовлетворено: признаны противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения в законную силу пункты 1, 2, 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики N 33-РЗ от 28 июня 2006 года "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Удмуртской Республики".

В кассационной жалобе Государственный Совет Удмуртской Республики просит об отмене указанного решения Верховного суда Удмуртской Республики. Полагает решение незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права. В кассационном представлении прокуратура Удмуртской Республики также просит об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение, ввиду нарушений норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.

Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно статьям 3 и 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 года N 128-ФЗ обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности являются основными принципами осуществления лицензирования.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перечень работ и услуг при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино), деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) в силу пункта 2 статьи 17 названного выше Федерального закона устанавливается Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 525 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, подпунктом "б" пункта 4 которого запрещено размещение тотализаторов и игорных заведений в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность. Иных запретов на размещение тотализаторов и игорных заведений данное Положение не содержит.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что вопрос размещения объектов игорного бизнеса федеральным законодательством разрешен, и субъект Российской Федерации, не наделенный федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правом регулировать отношения в сфере лицензирования данного вида деятельности, не мог принять закон о запрете осуществления этой деятельности лицами, имеющими федеральную лицензию, в местах, не запрещенных федеральным законодательством.

В соответствии со статьей 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений урегулированные его подпунктом "б" вопросы размещения объектов игорного бизнеса фактически являются лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.

Статьей 3 оспариваемого Закона Удмуртской Республики введены иные лицензионные требования и условия для размещения объектов игорного бизнеса.

Довод кассационной жалобы Государственного Совета Удмуртской Республики о том, что оспариваемым законом лишь установлен порядок размещения объектов игорного бизнеса, и не затрагивает вопросов лицензирования на законе не основан.

При этом не рассматривается как нарушение Конституции Российской Федерации и установленного ею разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации воспроизведение в законах субъектов Российской Федерации общих терминов, понятий, определений и формулировок федеральных законов и лишь в том случае, если такие законы приняты по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем частичное воспроизведение нормы, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 525 не является нарушением компетенции законодателя Удмуртской Республики.

При таких обстоятельствах те нормы, которые выходят за пределы полномочий субъекта Российской Федерации, установленных Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений" и иных приведенных нормативных правовых актов и были введены оспариваемым Законом Удмуртской Республики и оставлены в силе решением суда подлежат признанию недействующими. В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Удмуртской Республики от 2 октября 2006 года в части удовлетворении заявления Л. о признании недействующими отдельных положений Закона Удмуртской Республики N 33-РЗ от 28 июня 2006 года "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Удмуртской Республики" изменить: отказать в удовлетворении заявления Л. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1, 2, 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики N 33-РЗ от 28 июня 2006 года "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Удмуртской Республики" в части слов "в жилых помещениях" в подпункте 1 пункта 2 статьи 3; "образовательных учреждений" в подпункте 3 пункта 2 статьи 3; "организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность" в подпункте 4 пункта 2 статьи 3 Закона Удмуртской Республики N 33-РЗ от 28 июня 2006 года "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Удмуртской Республики". В остальной части решение Верховного суда Удмуртской Республики от 2 октября 2006 года оставить без изменения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2006 г. N 43-Г06-8


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение